Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
Новости и пресс-релизы
10.11.2023

23 ноября в огромном пространстве Концертного зала им.П.И.Чайковского в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра прозвучат  великие произведения  эпохи  романтизма.

Дирижер – Димитрис Ботинис.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.

«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».  

Композитор вынашивал замысел концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером  был Гектор Берлиоз.  Солист – лауреат международных конкурсов и участник фестивалей Александр Ключко. Лист – один из создателей большого концертно-виртуозного пианизма со свободным охватом всего диапазона инструмента.

Увертюра к опере Рихарда Вагнера  «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но  создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал.

Рихард Вагнер: «Моя цель была бы достигнута только в том случае, если бы удалось – впервые в опере - заставить зрителя принять участие в процессе творческой мысли автора, во всех фазах внутреннего развития драмы, ибо только при таком участии становилась понятной катастрофа, разыгрывающаяся без всякого внешнего повода, из развернувшихся душевных переживаний на сцене».

Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене. 

Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах  Ридли Скотта и Андрея Тарковского.

Также в концертной  программе прозвучат две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель». Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.

Первая поэма  основана на пьесе «Дон Жуан» поэта Николауса Ленау, представившего свою трактовку испанской легенды Эпохи Возрождения. Образ Дон Жуана вдохновлял творцов в разные времена – к нему обращались Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер,  Корнель, Мериме, Дюма, Моцарт, Байрон, Пушкин, А.К.Толстой, Даргомыжский. Отличием трактовки Штрауса стало то, что композитора интересовал внутренний мир Дон Жуана и неосуществленные стремления, которые возникали в его душе. Для Штрауса главной является не физическая, а духовная гибель героя, который разуверился в возможности найти идеал. Штраус работал над Дон Жуаном в Италии в период счастливой влюбленности в певицу Паулину де Ана, которая впоследствии стала его женой. Как писал композитор: «На премьере «Дон Жуан» имел грандиозный успех, музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».

В основу второй поэмы  легла история не просто средневекового фольклорного персонажа, но реально жившего крестьянина, чей образ стал источником многочисленных немецких сказок. Плут, обожаемый простым людом, полюбился и композиторам, а Рихарда Штрауса вдохновил на написание одноактной оперы. Однако,  в процессе работы над произведением, Штраус написал симфоническую поэму. Штраус изобрел новый тип программной симфонической поэмы, имеющей завязку, развитие и развязку. 

Дирижер Димитрис Ботинис: «Рихард Штраус относился к тем композиторам, которые совершенно не стеснялись демонстрировать свое виртуозное оркестровое письмо.  Пример такой виртуозности  – симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Мне посчастливилось немало работать над этим произведением с разными коллективами – российскими и европейскими. Успешным может быть то исполнение, которое излучает ту же энергию, тот же задор и   хулиганство, которое заложено в самом герое, Тиле Уленшпигеле. Уверен, что у нас с МГАСО  это очень хорошо получится.»

Обе поэмы пользовались громадным успехом у слушателей с первого исполнения.Будучи представителем заката немецкого романтизма Штраус выработал свой неповторимый стиль, почерк и звучание музыки.

На исходе осени, когда землю сковывает первый снег, и  солнце редко появляется меж грузных туч, музыка романтизма воодушевляет и приносит радость жизни. 



7.11.2023

У нас в гостях молодой, но уже завоевавший популярность дирижёр Ярослав Забояркин. Поговорим о предстоящем концерте в Зарядье со скрипачом Даниилом Коганом и Московским государственным академическим симфоническим оркестром, а также о многом другом.

6.11.2023

8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века.

Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы  собрал Владимир  Стасов, либретто написал сам Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.

Читайте на портале "Монокль"

5.11.2023

В Зале Зарядье МГАСО  8 ноября представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.

Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией. При одном лишь упоминании «Половецких плясок» на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов?

Подробнее на Блоги Сети.ру

2.11.2023

8 ноября 2023 года в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин  российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.

Ярослав Забояркин:

«Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье  мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией.

Подробнее на портале ClassicalMusicNews.ru

2.11.2023

8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.

2.11.2023

Московский государственный академический симфонический оркестр представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.

2.11.2023

МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.


Дирижер – Ярослав Забояркин, солист – Даниил Коган.

Подробнее на портале Смотрим.ру 

1.11.2023

Московский государственный академический симфонический оркестр представит программу из известных произведений русских композиторов XIX века. Выступление состоится 8 ноября в зале «Зарядье».

В афише — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, солировать в котором будет Даниил Коган, и симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова. 

Подробнее на портале радио "Орфей"

31.10.2023

8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин  российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.  

В программе:

А.П. Бородин - "Половецкие пляски" из оперы «Князь Игорь»

П.И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром

Н.А. Римский-Корсаков – симфоническая сюита "Шехеразада"

Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье  мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией.  При одном лишь упоминании «Половецких плясок»  на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов? 

Все прекрасно знают мелодию главной темы «Шехеразады» Римского-Корсакова, исполняемой первой скрипкой оркестра, уводящей слушателя прямиком в мир «Книги тысячи и одной ночи». Сочетание мелодии и восточного гармонического колорита, обладают неуловимым магнетизмом, приковывающим слушателя к прекрасной музыке и уводящим его в удивительный мир историй и сказок Востока…»

Великий русский композитор и ученый-химик Александр Бородин говорил, что его заветная мечта - написать эпическую русскую оперу.

Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы  собрал Владимир  Стасов, либретто написал сам  Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.

Вначале был написан «Половецкий марш», затем  «Половецкие пляски», задуманные композитором   как восточные танцы – «так как половцы – восточный народ». Несмотря на то что Бородину катастрофически не хватало времени на сочинение музыки, он реализовал свою заветную мечту о написании эпической русской оперы: «Некоторые из присяжных музыкантов не могут мне простить, что я, занимаясь лишь в часы досуга музыкой, создаю такие вещи, которые обращают на себя огромное внимание, они же при всем старании не могут высидеть ничего путного. Ученые же коллеги косятся на мои занятия, видя в них поругание над ученой мантией». Оркестровку начал автор, и продолжил Н.А.Римский-Корсаков, который сумел завершить недописанную оперу после скоропостижной смерти Бородина.

Концерт для скрипки с оркестром создан Петром Ильичем Чайковским всего за месяц   в счастливый для композитора период  конца  1870-х гг. во время путешествия по Швейцарии. Произведение стало результатом душевного просветления  после   кризиса, когда жизнь вновь открыла композитору свой прекрасный манящий облик. 

«Я сознал счастье жить», – писал Чайковский.  «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем». Чайковский ощутил прежний прилив творческих сил и писал в ощущении восторга, наслаждаясь. Оттого и получилось праздничное, лишенное драматизма и мотивов неумолимого рока произведение, впервые исполненное Адольфом Бродским в Вене в 1879 г. и сразу снискавшее общеевропейскую известность.   Главная ценность скрипичного концерта Чайковского - чарующий, выдающийся по красоте мелодизм.  Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.  

Скрипичный концерт П. И. Чайковского исполнит лауреат  конкурсов им. П. И. Чайковского и В.В. Третьякова Даниил Коган. Выступление вместе с МГАСО – специальный приз от Зала Зарядье, полученный Даниилом наряду с первой премией   Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова.

Даниил Коган:  «Специальный приз от Зала  Зарядья -  почетный. Я играю с МГАСО с юности. Последний раз мы выступали вместе около года назад.   Каждый раз для меня  большая радость  выйти на сцену с этим замечательным коллективом и с музыкантами МГАСО.   Я с нетерпением жду этого момента, тем более, что я буду играть Концерт  Чайковского, который я исполнял в финале Конкурса Третьякова.   Выступать с дирижером  Ярославом Забояркиным мне еще не приходилось,  но я с нетерпением жду нашего сотрудничества.»

Замысел симфонической сюиты  "Шехеразада"  возник у Римского-Корсакова когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г.  "Шехеразада" была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из   сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца шкатулочного повествования, основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.

Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам.  Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли,  какие именно сказки легли в основу сюиты.

Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в «Шехеразаде» нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал  в сюите дух восточной музыки и  поэзии.

Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: