- Вид шрифта:
Московскому государственному академическому симфоническому оркестру 80 лет. Традиционно оркестр даёт предновогодний концерт в Московской консерватории. И это был 15-й новогодний концерт. В этот вечер звучала музыка Штраусов, старшего и младшего. Дирижировал оркестром Эдуард Топчян. А ещё в этот вечер в Консерватории стреляли, хулиганы этакие.
Концерт открыл бравурный марш "Наполеон", который сменила французская полька "Праздник огня". И тут на сцене появилась наковальня. Ну а как. Ведь в Консерватории без наковальни нельзя. Это можно отнести к разряду "музыканты шутят", но на самом деле эта полька частенько исполняется именно в таком виде. И кузнец-молодец, который лихо вписывает мелодию наковальни в эту лёгкую мелодию, совсем не лишний.
Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) под руководством дирижёра Эдуарда Топчяна дал новогодний концерт, составленный из произведений Штрауса.
Традиция праздновать Новый год под музыку семейства Штраусов была заложена в МГАСО в далеком 2007-ом году. В 2022-ом году Новогодний концерт коллектива стал пятнадцатым.
Подробнее на портале ApiTVDance.ru
В новогодние каникулы МГАСО дарит незабываемый вечер!
3 января в 19:00 агентство «Русконцерт» представит концертную программу «Новый год в Вене», которая станет первым выступлением оркестра в 2023 году. За дирижерским пультом – маэстро Ариф Дадашев, главный дирижёр Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина, дирижёр Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича — Данченко и дирижёр театра «Московская оперетта».
Гости вечера перенесутся в музыкальную столицу мира и насладятся самыми чарующими мелодиями, созданными династией Штраусов.
Шедевры Иоганна Штрауса-отца и его сыновей - «Короля вальсов» Иоганна, Йозефа и Эдуарда создадут праздничное настроение и станут апогеем каникул.
В программе концерта – увертюры к опереттам «Венская кровь» и «Летучая мышь», Кадриль на петербургские темы, марши «Персидский», «Отечество» и, конечно, Марш Радецкого, польки «Гром и молния», «На русские темы», «Издалека», «Взлет и падение», «Шампанское», вальсы «Звучащие сферы», «Тысяча и одна ночь», «Сказки венского леса», «Венские женщины», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса».
Маэстро Ариф Дадашев: «Для меня особым сочинением в этой программе стоит Увертюра к оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Я вспоминаю как совсем юным приехал в свой первый театр – Театр оперы и балета республики Коми, где с волнением должен был представить мой первый спектакль, и этим спектаклем стала оперетта «Летучая мышь». До сих пор я помню этот день, помню первую репетицию, и это стало отправной точкой для всего моего музыкального пути.»
Праздничную полночь приятно немного продлить. Концерт «Новый год в Вене» 3 января станет прекрасным продолжением праздника.
30 декабря в 19:00 в Большом зале Московской консерватории пройдет юбилейный концерт «Новый год с Московским государственным академическим симфоническим оркестром». За дирижерским пультом - руководитель и главный дирижёр Государственного филармонического оркестра Армении, Заслуженный деятель искусств республики Армения Эдуард Топчян.
Традиция праздновать Новый год под музыку семейства Штраусов была заложена в МГАСО в далеком 2007 г. В 2022 г. Новогодний концерт МГАСО отмечает 15-летие. В праздничной программе – вальсы, польки, марши семейства Штраусов. Однако в этом году слушателей ждет сюрприз – в концерт войдет и музыка современников венской династии.
Для самого МГАСО новогодний концерт 30 декабря – добрая и светлая традиция, подведение итогов насыщенного событиями уходящего года, и целого 15-летия прекрасных новогодних праздников. За полтора десятка лет МГАСО исполнил практически все наследие семейства Штраусов. Неизменными в праздничном концерте остаются два произведения, которые символизируют для слушателей прощание со Старым годом и удачный вход в Новый 2023: вальс Иоганна Штрауса-сына «На прекрасном голубом Дунае» и «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца, под который Большой зал консерватории наполняется громом оваций.
Начало зимы, на улице неуютно, хочется насладиться любимыми мелодиями. Новогоднее настроение уже витает в воздухе... Делайте больше подарков себе и самым близким людям!
5 декабря в 19:00 в Большом зале консерватории по многочисленным просьбам поклонников МГАСО пройдет концерт «Музыка из кинофильмов с симфоническим оркестром». Дирижер – Алексей Верещагин, прекрасно известный московским меломанам постановками опер на Исторической сцене и Камерной сцене им. Б.А.Покровского Большого театра.
В огромном акустическом пространстве Большого зала консерватории прозвучат попурри на темы мелодий «Бондианы» (М.Норман, Б.Конти, П.Маккартни, Дж.Барри), шедевры Нино Рота из фильмов «Крестный отец», «Ночи Кабирии», «Дорога», «Ромео и Джульетта», кинохиты Эннио Морриконе из «Профессионала» и «Однажды в Америке», апогей романтизма Джеймса Хорнера из «Титаника», музыкальный блокбастер Клауса Бадельта и Ханса Циммера из саги «Пираты Карибского моря», а также сюита Циммера из «Гладиатора» и негласный гимн «фабрики грёз» Ричарда А.Уайтинга из фильма «Отель Голливуд».
Маэстро Алексей Верещагин: «Вы услышите популярные узнаваемые мелодии в сопровождении симфонического оркестра и откроете для себя новое восприятие, новые краски, то, чего вы не могли слышать из динамиков телевизора или кинотеатра. Композиторы киномузыки настолько масштабны в своем творчестве, что их творения достойна отдельного исполнения на концерте. Я сам слышал многократно эти мелодии, могу прикоснуться к ним и вложить мою интерпретацию.
Мне жалко Джеймса Бонда – его убили в последней серии. Если брать сюиту из «Бондианы», которую мы исполняем, то музыка в ней абсолютно разная: есть и остросюжетные мотивы, и лирические темы. У меня – четкая взаимосвязь с типажами актеров, которые исполняют заглавную роль, потому что они все абсолютно разные. Когда вы придете на концерт, вы это услышите и увидите через музыку многих Джеймсов Бондов, которые были сыграны разными актерами.»
Организатор – Moscow Nights Live
26 ноября (суббота) в 21:00 «Реквием» - «лебединая песнь» Вольфганга Амадея Моцарта - прозвучит в исполнении маэстро Олега Романенко и Московского государственного академического симфонического оркестра в акустическом пространстве Евангелическо-лютеранского кафедрального собора Святых Петра и Павла.
Солисты - Лилия Гайсина (сопрано), Анастасия Бондарева (меццо-сопрано), Михаил Нор (тенор), Олег Цыбулько (бас).
В концерте принимает участие Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова.
Для слушателей ночного концерта «Реквием» станет не только погружением в миры духовной музыки, но и незабываемым впечатлением. Исполнение шедевра Моцарта сопровождает гигантская видеопроекция лучших творений мировой живописи на библейские сюжеты. Выступление артистов предваряет знакомство с историей создания произведения и краткий экскурс в происхождение жанра. «Реквием» Моцарта предназначен как для искушенных меломанов, так и для подрастающего поколения, которое только делает первые шаги к знакомству с миром классической музыки.
«Реквием» Моцарта - одно из наиболее мистических произведений, создание которого окутано тайной.
Вся гамма настроений великого композитора нашла отражение в мессе, заказанной ему высоким незнакомцем в темном одеянии. Это случилось в апогей творчества композитора. Вначале Моцарт принялся за исполнение заказа с энтузиазмом. Композитор не обращал внимания на пошатнувшееся здоровье. С помощью «Реквиема» Вольфганг надеялся вернуться к сочинению церковной музыке и поправить бедственное состояние дел. Вскоре таинственный незнакомец вернулся с предоплатой за мессу, однако запретил Моцарту пытаться разузнать имя заказчика.
Незнакомец в темном стал фантомом, преследовавшим больное воображение композитора. Моцарту чудилось, что сама смерть пожаловала к нему с заказом, что незнакомец – посланец из потустороннего мира, а музыка предназначена для его собственных похорон. Моцарт торопился завершить мессу, так как боялся, что заказчик потребует вернуть предоплату. Незнакомец наведывался несколько раз, и даже высказывал недовольство тем, что произведение еще не готово. Сразу после премьеры «Волшебной флейты» Моцарт сконцентрировался на работе над «Реквиемом». Произведение занимало его настолько, что Моцарт даже не принимал учеников.
Лихорадочное нетерпение, преследование фантома в темном одеянии, постоянное недомогание, мысли об отравлении – все это нашло отражение в музыке, впоследствии ставшей бессмертной.
До Моцарта долетали отголоски успеха «Волшебной флейты». Уже на смертном одре он мечтал хотя бы еще раз услышать оперу в театре. До последнего вздоха Моцарт работал над «Реквиемом», и даже когда уже не мог встать с постели, просил своего ученика Франца Зюсмайра спеть написанные части под аккомпанемент фортепиано. «Разве я не говорил, что пишу этот Реквием для себя?» - спрашивал Моцарт Зюсмайра. Моцарт говорил свое жене Констанце, что если ему суждено умереть, не закончив весь Реквием, для него чрезвычайно важно, чтобы остались наброски произведения.
Зюсмайр, присутствовавший при работе над «Реквиемом», впоследствии закончил произведение по наброскам композитора. Вдова Моцарта Констанца придавала большое значение тому, что бы «Реквием» считался законченным самим Моцартом. Лишь спустя несколько лет авторство Моцарта было признано музыкальной общественностью вопреки желанию заказчика мессы.
После смерти композитора тайна незнакомца в темном одеянии была раскрыта: заказчиком оказался граф Франц фон Вальзегг цу Штуппах. Граф пожелал почтить память своей супруги и присвоить авторство мессы себе. Графу нравилось, чтобы его считали композитором. За хорошую плату он заказывал произведения различным авторам, затем переписывал их своим почерком и раздавал исполнителям партии по голосам. Граф снял копию с «Реквиема», расписал на голоса и лично руководил исполнением мессы 14 декабря 1793 года, когда Моцарта уже не было в живых. Граф уже вжился в роль автора «Реквиема», когда авторство Моцарта было признано. «Реквием» был опубликован, впоследствии став одним из самых значительных произведений в жанре церковной музыки.
«Реквием» – квинтессенция восприятия Моцартом мира сверхъестественного. Мистика, заставившая композитора содрогнуться в «Дон Жуане», прокравшаяся в «Волшебную флейту», в «Реквиеме» становится основополагающей темой. На смертном одре Моцарт задумывается о Страшном суде и милосердии Божьем. Светопреставление сменяется настроением тихого поминовения ушедших и заступничеству о вечном для них покое.
«Реквием» – одно из самых известных произведений церковной музыки в мировой музыкальной культуре. Традиции слышны в нем не только в использовании канонического построения мессы и литургических мелодий и соприкосновении с формами строгого контрапункта, но и в стремлении выходить из типического, возвышая музыку и стремясь к Абсолюту.
26 ноября «Реквием» прозвучит в атмосфере, для которой был создан, под сводами собора. Этот поздний концерт станет незабываемым для слушателей!
20 ноября в 19:00 в Большом зале консерватории пройдет грандиозное шоу «Рахманинов Гала» с участием пианиста Ивана Бессонова и Московского государственного академического симфонического оркестра. За дирижерским пультом – звезда мировых сцен и участник международных фестивалей маэстро Михаил Шехтман.
20 ноября в 19:00 в Большом зале консерватории пройдет грандиозное шоу «Рахманинов Гала» с участием пианиста Ивана Бессонова и Московского государственного академического симфонического оркестра. За дирижерским пультом – звезда мировых сцен и участник международных фестивалей маэстро Михаил Шехтман.
В программу войдут самые известные произведения Сергея Рахманинова – Концерт для фортепиано с оркестром №2, Рапсодия на тему Паганини, виртуозные Прелюдии для фортепиано, Вокализ, а также Увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского «Ромео и Джульетта».
Имя Ивана Бессонова стоит в ряду самых известных пианистов России. Иван - лауреат престижных международных конкурсов, в том числе второго "Grand Piano Competition" и победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге ("Eurovision Young Musicians) в 2018 г. Бессонов сотрудничает с ведущими дирижерами – Владимиром Спиваковым, Валерием Гергиевым, Александром Сладковским, Владимиром Федосеевым, участвует в фестивалях, дает сольные концерты в лучших залах по всему миру.
Что вы услышите в «Рахманинов Гала»?
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром был написан Рахманиновым на стыке столетий в 1900 г., и стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений Рахманинова, вошел в «золотой фонд» мирового репертуара пианистов. Все ведущие пианисты мира исполняли и исполняют Концерт № 2: сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Борис Березовский и другие мастера фортепианной игры. Концерт необычен тем, что само понятие «concertare» – «соревноваться» – в нем отсутствует. Из залов и радиоэфира Концерт № 2 с легкостью перенесся на киноэкран, став одним из наиболее любимых произведений кинематографистов. Концерт №2 звучит в фильмах «Весна на Заречной улице», «Рапсодия», «Рай», «Ветка сирени» «Частная жизнь», «Зуд седьмого года», «Титаник», «Женщина и мужчина», и, да, именно играя Концерт № 2 Сергея Рахманинова Иван Израильч - отец трех главных героев культового фильма «Ширли-мырли» Владимира Меньшова, - был придавлен роялем.
«Рапсодия на тему Паганини» – произведение для фортепиано с оркестром позднего периода творчества Сергея Рахманинова.
«Рапсодия» состоит из 24 вариаций на тему знаменитого цикла «Двадцать четыре каприса для скрипки соло» Никколо Паганини, ставшего неиссякаемым источником вдохновения для других композиторов. «Рапсодия» была написана Рахманиновым во время путешествия по Швейцарии. «Рапсодия» окутана вуалью мистики – в ней и ореол таинственности, которым окружена фигура самого Паганини, и один из наиболее популярных григорианских мотивов «Dies Irae» – мотив Судного дня, к которому прибегали в своих произведениях Моцарт, Верди, Брамс, Берлиоз, Лист.
Иван Бессонов: «Сергей Васильевич в музыке для меня – очень большой друг. Музыка Рахманинова звучала на протяжении всей моей сознательной и бессознательной жизни. Это всегда откровение в самом высоком смысле этого слова. Играя эту музыку, слушая его мелодии, проникаясь его гармониями, и, окунаясь в его настоящие пианистические фактуры, чувствуешь, как эта музыка полностью овладевает твоим существом, заполняет тебя и дает что-то, чего не дает творчество ни одного другого композитора.
В «Рапсодии» меня всегда потрясал контраст. Зачастую композиторы на протяжении всего произведения сохраняют один стиль. В «Рапсодии» я отчетливо вижу для себя черное и белое, что-то ностальгическое, родное, человеческое и чувственное, которому противостоит что-то дьявольское, бесчеловечное и жестокое. Казалось бы, как можно вместить в одном произведении столь разные эмоции и образы? Но это уже вопросы к музыкальному гению Сергея Васильевича. Играя «Рапсодию», я всегда немного теряюсь в чувствах, потому что хочется полностью окунуться в русскую, широкую и полностью открытую нотку музыки... и в то же время постоянно что-то дьявольское и аномальное бьется в голове серебряным молоточком. Я считаю, что это – основное отличие Рапсодии от большинства произведений Сергея Васильевича. К исполнению Рапсодии я всегда подхожу особенно и с большим волнением. »
Изящный и необычный «Вокализ» был написан Рахманиновым как последняя из его Четырнадцати песен. Обычно Вокализ исполняет сопрано или тенор без слов, на одном гласном звуке. Однако произведение так полюбилось инструменталистам, что сам Рахманинов написал версию для фортепиано с оркестром, которая прозвучит на «Рахманинов Гала».
В программу концерта войдет также Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского, написанная по мотивам одноименной трагедии Уильяма Шекспира и посвященная Милию Балакиреву.
Иван Бессонов приглашает на "Рахманинов Гала" 20 ноября в Большой зал консерватории
Приглашение от Ивана Бессонова
Смотрите трансляцию концерта МГАСО "Лист. Барток" на сайте Московской государственной академической филармонии Meloman.ru
Смотрите в прямом эфире и затем в записи трансляцию концерта "Лист.Барток" на сайте Meloman.ru. За рулем - маэстро Димитрис Ботинис. Солист - Филипп Копачевский.