- Вид шрифта:
Рецензия Сергея Буланова. Журнал " Музыкальная жизнь"
Главный плюс конкурса «Партитура» в том, что масштабные произведения молодых композиторов берется исполнить симфонический оркестр, тем более такой авторитетный, как МГАСО под управлением Павла Когана, выгодно представивший на гала-концерте все сочинения, выбранные представительным экспертным советом. Разумеется, номинаций в конкурсе много, но не случайно и не только по идейным соображениям «малая форма» набрала рекордное количество заявок. На симфоническую музыку сегодня спрос невелик: финансовые возможности редко располагают к большому творческому процессу. Кто заказывает полотна? Сразу приходит на ум Владимир Юровский с «Другим пространством». А кто еще? Так и уготавливает судьба многим композиторам нового поколения портфель с одной симфонией, написанной для диплома консерватории.
Да, для кого-то творить в миниатюре – концептуальное убеждение. Но крупная форма, хотя и в дефиците, зато своей актуальности не теряет. Очередной конкурс «Партитура» наглядно показал степень умения будущих классиков управляться с ней. Так или иначе, почти в каждом сочинении давала о себе знать власть киномузыки, хотя для нее предусмотрена отдельная номинация, в которой победил Мурат Кабардоков с музыкой к бессюжетному немому фильму «Человек с киноаппаратом». Кстати, он уже довольно маститый автор, как и многие другие лауреаты: листаем буклет и видим сплошь членов Союза композиторов и обладателей внушительного послужного списка, впрочем, все это только задает состязанию высокую планку.
Организовали гала-концерт, что называется, с претензией: обеспечивали торжественность, Большой зал консерватории осветили грандиозной иллюминацией, на больших экранах выводили логотип конкурса и названия исполняемых произведений. Странно, что дорогое оборудование не задействовалось для сопровождения упомянутой киномузыки, ведь она оказалась абсолютно несамостоятельной, хотя по ряду «уловок» явно сделана качественно – по всем законам контрастов кадровой драматургии.
Рецензия Сергея Буланова. Журнал " Музыкальная жизнь"
Главный плюс конкурса «Партитура» в том, что масштабные произведения молодых композиторов берется исполнить симфонический оркестр, тем более такой авторитетный, как МГАСО под управлением Павла Когана, выгодно представивший на гала-концерте все сочинения, выбранные представительным экспертным советом. Разумеется, номинаций в конкурсе много, но не случайно и не только по идейным соображениям «малая форма» набрала рекордное количество заявок. На симфоническую музыку сегодня спрос невелик: финансовые возможности редко располагают к большому творческому процессу. Кто заказывает полотна? Сразу приходит на ум Владимир Юровский с «Другим пространством». А кто еще? Так и уготавливает судьба многим композиторам нового поколения портфель с одной симфонией, написанной для диплома консерватории.
Да, для кого-то творить в миниатюре – концептуальное убеждение. Но крупная форма, хотя и в дефиците, зато своей актуальности не теряет. Очередной конкурс «Партитура» наглядно показал степень умения будущих классиков управляться с ней. Так или иначе, почти в каждом сочинении давала о себе знать власть киномузыки, хотя для нее предусмотрена отдельная номинация, в которой победил Мурат Кабардоков с музыкой к бессюжетному немому фильму «Человек с киноаппаратом». Кстати, он уже довольно маститый автор, как и многие другие лауреаты: листаем буклет и видим сплошь членов Союза композиторов и обладателей внушительного послужного списка, впрочем, все это только задает состязанию высокую планку.
Организовали гала-концерт, что называется, с претензией: обеспечивали торжественность, Большой зал консерватории осветили грандиозной иллюминацией, на больших экранах выводили логотип конкурса и названия исполняемых произведений. Странно, что дорогое оборудование не задействовалось для сопровождения упомянутой киномузыки, ведь она оказалась абсолютно несамостоятельной, хотя по ряду «уловок» явно сделана качественно – по всем законам контрастов кадровой драматургии.
В номинации «Симфоническое произведение крупной формы» с фантазией «Урок» победил ученик Ефрема Подгайца, уже известный композитор Игорь Холопов. Его победу однозначно определил тематизм – своеобразный, яркий. Мало кому даже среди победителей удавалось представить такую изобретательность с видимой индивидуальностью. Все остальное чуть подкачало: определенная жанровая свобода разрушила сначала удачно складывавшуюся форму, также есть вопросы к логике работы с тембрами, но главное не это. Музыка в заявленной номинации почему-то носит прикладной характер, она вновь напоминает киномузыку, причем с довольно странной стилевой коллаборацией, лавирующей между Шостаковичем и The Walt Disney.
Пожалуй, лучшим из всей программы гала-концерта следует назвать сочинение Андрея Бесогонова – Концерт для фагота и симфонического оркестра (солировал Валентин Пузанков). Та творческая свобода, с которой пишет композитор, по-настоящему впечатляет. Разумеется, одного такого ценного качества было бы недостаточно, но и другие факторы были на своих местах. Без «гиперреактивности», всего на двух элементах развивается тематизм, драматургия естественна и понятна, а оттого наше внимание и концентрируется. Кроме того, Андрей оказался единственным среди победителей, кто не побоялся риска комических эффектов, ведь невербально работать с этой материей невероятно сложно. В таком же ключе можно обсуждать миниатюру Анны Поспеловой Equilibrio, ей тоже удалось создать динамичную и захватывающую музыку, хотя больше в памяти осталась изобретательная и, пожалуй, даже вдохновенная инструментовка.
Строго говоря, впечатление от остальных сочинений победителей примерно одно: они сделаны чинно и профессионально, в них с точки зрения ремесла есть много хорошего и убедительного. В то же время рок-опера Артема Пыся «В присутствии Любви и Смерти» и опера Алексея Чернакова «Вещий сон» апеллируют к опыту жанровых предшественников настолько, что распознать авторский стиль затруднительно – кажется, будто они сделаны по определенному искусственно созданному «техническому плану». Если композитор решает следовать традиции, все-таки ее нужно развивать. А когда этого не происходит, большое сценическое произведение остается в памяти лишь представлением о стилевом направлении и тоской по его лучшим образцам.
В любом случае, лауреатов «Партитуры» любопытно анализировать и обсуждать, а значит, пресловутый и актуальный вопрос «конца времени композиторов» пока еще в реальность не превращается, а остается лишь красивой дискуссионной метафорой.
Рекомендация "WOMAN JOURNAL"
28 октября в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского пройдет концерт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, который исполнит шедевры Моцарта и Шуберта. За пультом МГАСО выступит Александр Рудин, виолончелист с мировым именем, дирижер и народный артист России.
Программу вечера откроет увертюра композитора к опере «Дон Жуан», в которой неразрывно сплетаются два противоположных жизненных начала — зловещая поступь рока и бурлящий поток жизни. В один год с «Дон Жуаном» Моцарт создает Фортепианный концерт Ля мажор (№ 23). Удивительно мягкий, пастельный тембр нововведенного композитором кларнета вкупе с утонченной фортепианной партией создает ощущение интимного, камерного действа. А звуки знаменитого Adagio концерта передают мучительное ощущение тоски, за которой можно разглядеть лицо совершенно другого, непривычно серьезного Моцарта-философа. Сольную партию в концерте исполнит Дмитрий Шишкин, лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия).
"ПАРТИТУРА"
В Большом зале Московской консерватории имени Чайковского выступит дирижер и Народный артист России Александр Рудин. Вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана он представит программу, в которую вошли произведения Моцарта и Шуберта.
Во втором отделении прозвучит Четвертая "Трагическая" симфония европейского композитора-романтика – Франца Шуберта. Образному содержанию этого сочинения как нельзя лучше подходит бетховенская концепция "от мрака к свету". Автор воплотил в музыкальных звуках симфонии собственное отчаяние и холод одиночества, поэтическую любовь и чистую радость жизни.
«Марина», моноопера, либретто Д. Суворова на текст из дневниковых записей М. Цветаевой.
Премьерный вечер абонементного цикла «Жемчужины программной музыки» посвящен образам Испании и Италии, увиденным глазами композиторов XIX века.
Академические музыканты — редкие гости в этой рубрике, но сегодня в ней выступает лауреат премии «Золотая маска», приглашенный дирижер Большого театра, создатель и худрук ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский. Он стал первым дирижером, который выступил с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана в новом сезоне. Сотрудничает с ведущими российскими и мировыми оркестрами, в числе которых Tokio New Sity Orchestra, Brno Philharmonic Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана.
По просьбе BURO. Чижевский собрал плейлист из произведений своих любимых композиторов — от минималистичных вещей Стива Райха до пьесы Дмитрия Курляндского для двух автомобилей с оркестром. Слушать здесь!
В Большом зале Московской консерватории имени Чайковского выступит дирижер и Народный артист России Александр Рудин. Вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана он представит программу, в которую вошли произведения Моцарта и Шуберта.
28 октября в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского пройдет концерт Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, который исполнит шедевры Моцарта и Шуберта. За пультом МГАСО выступит Александр Рудин, виолончелист с мировым именем, дирижер и Народный артист России.
Программу вечера откроет увертюра композитора к опере «Дон Жуан», в которой неразрывно сплетаются два противоположных жизненных начала – зловещая поступь рока и бурлящий поток жизни. В один год с «Дон Жуаном» Моцарт создает Фортепианный концерт Ля мажор (№ 23). Удивительно мягкий, пастельный тембр нововведенного композитором кларнета вкупе с утонченной фортепианной партией создает ощущение интимного, камерного действа. А звуки знаменитого Adagio концерта передают мучительное ощущение тоски, за которой можно разглядеть лицо совершенно «другого», непривычно серьезного Моцарта-философа. Сольную партию в концерте исполнит Дмитрий Шишкин, лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (II премия).
Во втором отделении прозвучит Четвертая «Трагическая» симфония европейского композитора-романтика – Франца Шуберта. Образному содержанию этого сочинения как нельзя лучше подходит бетховенская концепция «от мрака к свету». Автор воплотил в музыкальных звуках симфонии собственное отчаяние и холод одиночества, поэтическую любовь и чистую радость жизни.
Видео концерта 25.09.2020 в Концертном зале «Вегас Сити Холл» по произведениям лауреатов конкурса «Партитура» при участии МГАСО п/у Павла Когана.
Концерт состоялся по произведениям молодых талантливых композиторов – лауреатов первого всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура», самого масштабного из проводившихся в современной России конкурсов молодых композиторов.
Впервые конкурс провел Фонд развития современного искусства в партнерстве с МГАСО п/у Павла Когана при поддержке Фонда президентских грантов. Этот конкурс был создан для оказания поддержки молодым талантам и популяризации их сочинений, стимулирования композиторского творчества, обновления репертуаров музыкальных коллективов актуальными произведениями молодых соотечественников.
Концерт прозвучал в исполнении МГАСО п/у Павла Когана, в программе были исполнены произведения: Андрея Кудрявцева. «На горизонте». Дмитрия Суворова. «Марина». Сергея Прокудина-Лемешева. Балетная сюита «Сказки Востока». Евгения Григоровича. «Концерт с красками джаза». Елены Вайнберг. North Sea. Бориса Вишневского. Hyperion. Олеси Бердниковой. Сюита из кинофильма «Позвоните Мышкину». За дирижерским пультом выступил Ходорченков Алексей – российский дирижер и контрабасист, заслуженный артист Российской Федерации.