Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
Новости и пресс-релизы
30.10.2023

30 октября в 17:30 и 00:45 в эфире телеканала «Культура» смотрите премьерный показ вокально-симфонического концерта “Пробуждение Земли” композитора Игоря Еварда: историю о силе и времени, любви и скорби, о быстротечности момента, перетекающего в вечность.

В программе принимают участие: Московский государственныйакадемический симфонический оркестр (МГАСО) с тройным составом деревянных духовых, дирижер Николай Хондзинский, солисты Екатерина Смолина (Москонцерт), Елизавета Нарсия (Государственный Академический Большой театр России), Сергей Писарев (театр Новая опера), Валерий Макаров (Государственный Академический Большой театр России), Валентин Хмелёв (солист Капеллы России имени А.А. Юрлова), Государственная хоровая капелла имени А.А. Юрлова, художественный руководитель и главный дирижёр – Геннадий Дмитряк.

Ведущий - признанный мастер слова музыкальный критик, теле- и радиоведущий Артем Варгафтик.

Зрители смогут в полной мере насладиться чарующим звучанием возвышенных произведений автора.

20.10.2023

2 ноября в Большом зале консерватории МГАСО представит произведения композиторов XIX в., каждое из которых можно назвать одним из наиболее исполняемых и узнаваемых в наследии его создателя.  

Брамс, Чайковский и Дворжак жили в одну эпоху. Их творчество и композиторская мысль пересекались в процессе создания произведений. Чайковского с Дворжаком связывали искренняя дружба, постоянный обмен идеями и взаимное восхищение. Брамс испытывал глубокую симпатию к своему младшему современнику Дворжаку, в музыке которого его пленяла истинно славянская народная песенность.  

Концертная программа погрузит слушателей в атмосферу последней трети XIX в. с ее очарованием и новыми веяниями, поражавшими просвещенные умы Европы и Америки.

«Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса - сочинение, которое стало популярным  после  первой публикации нот в 1869 г. Впервые они были изданы в ряду произведений Брамса для домашнего музицирования. В первой редакции «Танцы» были написаны для исполнения на фортепиано в четыре руки, затем Брамс сделал версию для исполнения в две руки, а затем оркестровое переложение номеров 1, 3 и 10. Известны и многочисленные неавторские оркестровые версии, так как, говоря современным языком, произведение стало настоящим «хитом» не только в Вене, но и в Европе.  Оркестровкой «Венгерских танцев» Брамса занимались Антонин Дворжак, Андреас Галлен, Павел Юон, Ганс Галь, Альберт Парлов, Роберт Шоллум и Иван Фишер.

Огненный темперамент, разнообразие динамических нюансов и штрихов и неукротимая  ритмическая энергия наполняют  пьесы, основанные на цыганских напевах, которые часто исполняли венгерские скрипачи и многочисленные таборные ансамбли, кочующие по территории Австро-Венгрии. Танцы 1 и 5 основаны на чардашах Бела Келера, которые были настолько популярны в Вене, что Брамс ошибочно считал их народными мелодиями.  Чардаш и вербункош пленяли не только Брамса, но и многих композиторов, в том числе Листа и Берлиоза,   Кальмана и Легара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского - одно из наиболее жизнеутверждающих, оптимистичных и   наиболее часто исполняемых фортепианных произведений в мире. Первый концерт пользовался популярностью  еще при жизни Чайковского, в дальнейшем вошел в репертуар ведущих мировых пианистов. По признанию самого композитора, работа над Концертом шла очень тяжело   в связи с масштабностью поставленной задачи: Петр Ильич был намерен создать такое концертное произведение, в котором фортепиано и оркестр  выразили бы все свои тембровые и технические возможности, противоборствуя по принципам симфонического развития. Образы лирического плана создает и выражает фортепиано, а оркестр воплощает впечатления и чувства общего характера.

Энджел Вонг: «Я исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского шесть раз. Это – олицетворение русской души, природы, огромного пространства, любви к Родине и к природе. Все это можно услышать в мелодии и мощи звучания. Когда я впервые услышал Концерт Чайковского меня переполняли эмоции, музыка доводила меня до слез, настолько сильно это произведение меня поразило.  Я чувствую, что могу играть этот Концерт бесконечно. Я очень радуюсь каждый раз, когда появляется возможность играть Концерт №1 Петра Ильича Чайковского,  и сегодня мне посчастливилось исполнить этот Концерт с таким великолепным оркестром как МГАСО и маэстро Антоном Шабуровым.»

Венчает концертную программу Симфония №9 («Из Нового Света») Антонина Дворжака

Антон Шабуров: «Особенно важна для меня Девятая симфония («Из Нового Света») Антонина Дворжака. Я не очень часто дирижировал эту симфонию и буквально недавно подумал, что было бы очень здорово  к ней вернуться. Это – знаковое, интересное, в каком-то смысле магистральное сочинение с волшебной россыпью блестящих мелодий сочиненных Дворжаком или почерпнутых им в народной музыке.  Это действительно очень яркая запоминающаяся  симфония. Я очень рад, что у меня есть возможность  исполнить «Из Нового Света» с таким блестящим коллективом как МГАСО, и очень жду и очень горжусь тем, что мы это совместно делаем.»

«Из Нового света» была написана Дворжаком во время пребывания в Америке, и стала первой симфонией, сочиненной на территории Соединенных штатов Америки. Дворжак задумал ее еще на родине, а писать начал через три месяца после приезда в Нью-Йорк. Симфония аккумулировала впечатления Дворжака от знакомства с новым континентом, который поражал воображение европейцев. В симфонии слились и чешские народные напевы, и отзвуки «спиричуэлс», и  впечатления от прочтения Дворжаком «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, с которой Дворжак познакомился задолго до путешествия в США  в чешском переводе. 

Название «Из Нового света» было наспех написано Дворжаком на титульном листе, когда он передавал партитуру на репетицию. Премьера симфонии  стала сенсацией.  Несмотря на шумиху американских критиков вокруг «американского колорита» произведения, симфония Дворжака является вершиной чешского симфонизма.  Популярность симфонии «Из Нового Света» в США была так велика,  что в витринах фешенебельных магазинов появились  крахмальные воротнички, галстуки и бритвы под названием «Дворжак». 

19.10.2023

19 октября МГАСО, маэстро Алексей Рубин и солист Даниил Коган выступили в программе "Филармонические сезоны" в Мордовской государственной филармонии (г.Саранск).

Маэстро Алексей Рубин о "Филармонических сезонах" в Саранске:

Маэстро Алексей Рубин о программе "с петербургским следом".

Даниил Коган о гастролях МГАСО в Саранске 

16.10.2023

19 октября МГАСО посетит с гастролями Саранск в рамках программы "Филармонические сезоны".

Дирижёр Алексей Рубин:   «Я впервые на гастролях в Саранске. В Мордовской губернии когда-то жили мои предки. Для меня Саранск  представляет интерес  тем, что  я ощущаю невидимую историческую связь с этим городом. 

Я жду интересных и радостных впечатлений и моментов  от сотрудничества с МГАСО. Я не раз слышал этот прекрасный коллектив.   Мне очень нравится, что у оркестра есть свое лицо, что МГАСО обладает большой энергией, огромным потенциалом. Музыканты готовы к концертам, они всегда выступают с большим энтузиазмом. У МГАСО нет барьеров и преград.   Самое главное, что музыканты готовы к творчеству. Я с большим нетерпением жду нашей первой встречи. 

У нас  с МГАСО получилась программа с «петербургским следом».  Прокофьев сочинил Первый скрипичный концерт и Первую симфонию приблизительно в одно время, когда он еще жил в Петрограде. Два сочинения Чайковского были предложены его петербургскими коллегами Балакиревым и Стасовым. Я родился и вырос в Петербурге.

У дирижера, который учился в России, «Ромео и Джульетта» Чайковского  занимает особое место. Это  одно из хрестоматийных произведений для дирижирования. Я познакомился с ним задолго до того, как встал за дирижерский пульт симфонического оркестра. «Ромео и Джульетта» - одно из моих любимых произведений. Я много раз слышал, как его исполняют другие дирижеры, и сам его исполнял. Оно мне кажется прекрасным тем, что каждый раз ты дирижируешь «Ромео и Джульетту» по-новому, каждый раз ты рождаешь это произведение заново.  Я жду с нетерпением, когда мы сможем исполнить  «Ромео и Джульетту»  вместе с МГАСО в Мордовской государственной филармонии».

Симфония № 1 «Классическая» была задумана Прокофьевым в стилистике Иозефа Гайдна: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового». Композитор нарочито использовал в ней выразительные средства, свойственные симфонизму XVIII в. Первым сочиненным фрагментом стал гавот, вошедший в третью часть симфонии,  позднее использованный Прокофьевым в балете «Ромео и Джульетта». Симфония стала первым произведением Прокофьева, сочиненным не за фортепиано. Она родилась в дачном поселке, куда Прокофьев уехал из Петрограда неспокойным летом 1917 г. Премьера Первой симфонии прошла в 1918  г. незадолго до отъезда Прокофьева за границу. Композитор объяснял название так: «Во-первых, так проще; во-вторых, из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется».

Работа над Первым Скрипичным концертом длилась почти 9 лет: начав ее в России, Прокофьев завершил произведение во Франции. Премьера прошла в Гранд-Опера в Париже в 2023 г., в том же году Концерт был впервые исполнен Натаном Мильштейном в СССР. В Концерте скрипка не «соревнуется» с инструментами оркестра, а доминирует над ними.  Традиционная трехчастная структура изменена, две медленные части обрамляют скерцо в середине.

Фантазия «Буря» и Увертюра-фантазия  "Ромео и Джульетта" Петра Ильича Чайковского были созданы по мотивам произведений Уильяма Шекспира. Тема фантазии «Буря» была предложена Чайковскому критиком Владимиром Стасовым, а тематическое развитие «Ромео и Джульетты» - Милием Балакиревым. До конца жизни Чайковского «Ромео и Джульетта» оставалась одним из его самых любимых произведений.


6.10.2023

13 октября МГАСО представит в Зале Зарядье шедевры двух выдающихся композиторов эпохи романтизма: самые известные инструментальные фрагменты из опер Рихарда Вагнера и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса. Музыка двух великих соперников прозвучит в одной концертной программе, нивелировав все разногласия творцов, встречи которых напоминали спектакли, срежиссированные Вселенной.

В программе прозвучат «Вступление и смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», Вступление к опере «Лоэнгрин», Траурный марш на смерть Зигфрида из оперы «Гибель Богов» Вагнера.

«Хотя мне не дано было никогда испытать настоящего счастья любви, я все же хочу поставить памятник этой красивейшей утопии – такой памятник, в котором все от первого до последнего штриха, будет насыщено любовью. Черным флагом, который реет в последнем акте, прикрою себя самого и умру!» – писал Вагнер во время работы над  «Тристаном и Изольдой». Эта опера – памятник великой, но не осуществившейся любви Вагнера к Матильде Везендонк. Опера, в которой реальная жизнь повторила сюжет средневековой легенды, поэма о мучительной всепоглощающей страсти и самое новаторское творение Вагнера.

«Нюрнбергские мейстерзингеры» –  единственная из опер Вагнера, написанная на историко-бытовой сюжет, которую можно отнести к опере буффа. В Увертюре к опере торжественные и величавые лейтмотивы  сочетаются   с образами средневековой  городской жизни.

«Лоэнгрин»  создан Вагнером на основе народных сказаний, которым композитор придал свою трактовку. История  любви девушки   и рыцаря, приплывающего к ней в ладье, влекомой лебедем,  распространена у народов, живущих на берегах больших рек. «Лоэнгрин» – одна из наиболее цельных и совершенных опер Вагнера. Во Вступлении скрипки развивают лейтмотив Грааля и возникает видение прекрасного царства несбыточной мечты.

Зигфрид – один из самых любимых героев немецкого национального эпоса, которому посвящены и средневековые сказания, и современные композитору драмы. Траурный марш на смерть Зигфрида из оперы «Гибель Богов» – величественная трагическая фреска, в которую Вагнер вложил все свое мастерство.

Премьера первой оркестровой работы Иоганнеса Брамса – Концерта № 1 для фортепиано с оркестром – состоялась в 1859 г. в Ганновере. Изначально Брамс задумывал произведение как сонату для двух фортепиано, но затем оркестровал его, и остановился на форме фортепианного концерта. Брамс занимает исключительное место среди композиторов эпохи романтизма, так как почти вся его музыка – и камерная, и оркестровая живет в исполнительской практике XXI в. Первый концерт является одним из наиболее исполняемых произведений Брамса.

Брамс всегда видел в Вагнере масштабного художника, но отвергал его теории и безапелляционные высказывания. 13 октября полярные  натуры - страстный и беспокойный новатор Вагнер и спокойный и рассудительный консерватор  Брамс вновь повторят один из своих бесчисленных споров в прекрасном акустическом пространстве Зала Зарядье.

29.09.2023

Московский государственный академический симфонический оркестр отправляется на гастроли в Ярославль, где 6 октября примет участие в открытии 86-го филармонического сезона.

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны» и посвящен 150-летию С.В.Рахманинова.

За дирижерским пультом – лауреат международного конкурса имени С.В.Рахманинова, маэстро Иван Никифорчин.

В концерте принимают участие  лауреаты ХVII международного конкурса имени П.И.Чайковского Мария Зайцева ( виолончель) и Сергей Давыдченко ( фортепиано).

В программе прозвучат произведения, вошедшие в «золотой» фонд мировой классики: 

Итальянское каприччио, Вариации на тему Рококо для виолончели с оркестром и Концерт №1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского и "Вокализ" Сергея Васильевича Рахманинова.

Три произведения Чайковского раскрывают разные грани творчества композитора. "Итальянское каприччио" таит в себе  впечатления Петра Ильича от чудесного путешествия по Апеннинскому полуострову и  посещения Рима. Сам творец замыслил его как   «что-нибудь вроде испанских фантазий Глинки». Концерт №1 для фортепиано с оркестром входит в репертуар каждого пианиста и является одним из наиболее часто исполняемых классических произведений мировой академической музыки. Вариации на тему рококо – произведение крайне сложное для солиста: вариации исполняются без оркестровых тутти, у виолончелиста нет возможности передохнуть.

Иван Никифорчин: "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром  прозвучат не в более привычной для всех редакции Вильгельма Фитценхагена, а именно в авторской редакции Петра Ильича Чайковского."

Также, в честь 150-летия Сергея Рахманинова, в программу вошёл  "Вокализ".  Произведение, изначально написанное Рахманиновым для сопрано или тенора, впоследствии обрело множество вариантов оркестровки, в том числе – для полного состава симфонического оркестра.  



24.09.2023

Московский государственный академический симфонический оркестр открывает новых звезд с самых первых лет существования. С конца 1940-х гг. оркестр сотрудничал как с мэтрами академической музыки, так и с юными музыкантами, судьбой которых была всемирная слава  в течение последующих десятилетий.

Выступление в абонементе «Звезды XXI века» – не случайность. В этот вечер со сцены  Концертного зала им.П.И. Чайковского прозвучат три шедевра музыки эпохи романтизма в исполнении лауреатов международных конкурсов и настоящих звезд нынешнего столетия: Николая Кузнецова, Елены Таросян, Константина Хачикяна. В программе: Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона и Концерт №2 для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена

За дирижерским пультом - маэстро Антон Торбеев, который впервые выступит вместе с МГАСО, равно как Николай Кузнецов и Константин Хачикян. Тройной дебют может привести к плодотворному сотрудничеству в последующие десятилетия. 

Антон Торбеев: «В этом мероприятии для меня многое впервые: встреча с МГАСО, с оркестром, о котором я очень много слышал, и слушал его выступления, разумеется. Программа, которая состоит из трех концертов для солиста и оркестра. Я буду впервые дирижировать Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана – композитора, творчество которого я обожаю. Симфонические произведения Шумана довольно редко исполняются на концертной сцене, хотелось бы их слышать чаще. Программа концерта для меня очень необычная и интересная – три аккомпанемента и каких аккомпанемента! Это – одни из самых известных и самых исполняемых концертов. Это – определенный вызов для дирижера, поскольку это еще большая концентрация, нужно более внимательно и скрупулезно слушать и доносить не только свое видение, но и постараться сделать максимум удобства для солистов и для оркестра. Это  мой дебют «в пятой степени» – МГАСО, три солиста, с которыми я играю впервые, и Фортепианный концерт Шумана.»


14.09.2023

12 сентября МГАСО открыл цикл концертов в Зал Зарядье сезона 2023/2024 гг.

Юрий Фаворин о Четвертом концерте Людвига ван Бетховена 

14.09.2023

МГАСО в Зале Зарядье 

23 сентября в 15:00 

в цикле «Музыка-детям»

Симфоническая сказка «Корзина с еловыми шишками»

Дирижёр – Николай Цинман

Солист – Николай Бирюков, фортепиано

Художественное слово – Полина Агуреева 

Иллюстратор – Анна Покаржевская

Константина Паустовского часто воспринимают как детского писателя.   Меж тем Паустовский – литератор многогранный, бывший сценаристом,  педагогом, журналистом, военным корреспондентом и переводчиком. Каждая из его ипостасей давала новые краски простым, и в то же время очень глубоким рассказам, захватывающим воображение и детей и взрослых. Четырехкратный номинант на Нобелевскую премию по литературе, Паустовский умудрился сохранить свою творческую целостность в непростые исторические времена. Творения Паустовского  до сих пор в бестселлерах  – чтобы убедиться в этом достаточно зайти на любой маркетплейс.

«Корзина с еловыми шишками» - трогательный рассказ, удивительно созвучный сентябрьскому настроению: 

«Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах.» 

Проза Паустовского пронизана музыкой, ведь  главный герой повествования – композитор Эдвард Григ и его бессмертные произведения:

«Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.» 

Автор сценария и режиссёр симфонической сказки «Корзина с еловыми шишками»  Константин Рычков соединил художественное слово в исполнении актрисы театра и кино  Полины Агуреевой  и симфоническую музыку, что делает концерт интересным как для взрослых, так и для детей. Самое главное в симфонической сказке – полное погружение  в иллюзорную реальность, созданную прозой Паустовского и музыкой Грига.

В исполнении МГАСО,  в соответствии с драматургией рассказа и замыслом режиссера, прозвучат фрагменты из сюит «Из времён Хольберга», «Лирической», «Пер Гюнт», музыки к пьесе Бьёрнсона «Сигурд Крестоносец» и Концерта для фортепиано с оркестром ля-минор. Синтез слова и звука пленит воображение слушателей нового цикла «Музыка-детям» в Зале Зарядье.  

«Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.»


5.09.2023

12 сентября в 19:00 Московский государственный академический симфонический оркестр откроет цикл концертов в Зале Зарядье сезона 2023/2024 гг.

За дирижерским пультом – заслуженный деятель искусств Республики Армения, маэстро Эдуард Топчян.

Солист – Юрий Фаворин.

В программе великие произведения композиторов, музыка, в которой отразилась смена эпох, закат классицизма и закат романтизма: 

Людвиг ван Бетховен - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром   

Рихард Штраус -  «Альпийская» симфония 

Юрий Фаворин – музыкант-мультиинструменталист, в репертуаре которого сочинения разных эпох и направлений – от классики до произведений современных композиторов. 

В трактовке Фаворина Концерт № 4 для фортепиано с оркестром  Бетховена  будет звучать особенно интересно. Премьера  фортепианного концерта состоялась в 1807 г. Произведение было написано Бетховеном в один период с Четвертой, Пятой и Шестой симфониями,  Фантазией для фортепиано, хора и оркестра, Мессой до мажор, увертюрой   «Кориолан». 

В  концерте слышно  небывалое взаимопроникновение партий солиста и оркестра. Если звучание оркестра равносильно фортепианной партии, то фортепиано получает мощные оркестровые функции. 

Юрий Фаворин: «Для меня Бетховен – очень важный композитор. Четвертый концерт – один из моих любимых, но при этом так получилось, что я его выучил позже всех других концертов Бетховена, и играл до сих пор только один раз. Тем интереснее, потому что первое исполнение – самое волнующее, когда путь к интерпретации только нащупывается. Четвертый концерт у Бетховена – наиболее мягкий, лирический,  в желто-осенних тонах,  максимально  соответствует нашему времени года в отличие от других концертов Бетховена, носящих более интенсивный характер. Четвертый концерт выстроен как своеобразная «арка» с очень небольшой и ярко-контрастной средней частью. В нем находится место всему, как и в других крупных сочинениях Бетховена – и меланхолии, и философии, и игровому настрою, и деловитости, и местами агрессии, и жесткой, почти математической, структурности. Фортепиано для меня – это своего рода вариант оркестра. Концерт для фортепиано с оркестром – это словно концерт для оркестра с оркестром.»

«Альпийская» симфония Рихарда Штрауса, которого называют «последним романтиком», полна тревожных предчувствий смены  эпохи. Написанная в 1915 г. после начала Первой мировой войны, она представляет   собой эпитафию ушедшему  миру, оставленному композитором, уходящим ввысь на виртуальную гору. Идея музыкального восхождения на вершину горы посетила композитора еще в 1870-х годах.  В программе симфонии – заходящее солнце, ночь, гроза, погружение в туман. Сочинение по праву считается самым грандиозным в наследии Штрауса - четверной состав оркестра включает в себя расширенные секции духовых (добавлен геккельфон  и четыре вагнеровские тубы), ударных (добавлены ветряная машина, громовая машина, коубелл и тамтам), челесту и орган. 

В течение сезона 2023/2024 гг. Московский государственный академический симфонический оркестр  можно будет часто услышать в Зале Зарядье с разнообразными программами.


Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: