Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
Новости и пресс-релизы
17.06.2024

26 июня, в рамках II Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье», Московский государственный академический симфонический оркестр завершит свой 81-ый концертный сезон.

В праздничной программе прозвучат произведения двух великих российских композиторов, которых разделяет полвека, но объединяет стремление создать национальную симфоническую музыку с фольклорным  колоритом и  мотивами.

Первое отделение программы посвящено музыке Сергея Прокофьева, в которой композитор воплотил своё видение русского национального стиля. 

Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке» – один из примеров обращения Прокофьева к сказочной тематике. Идею балета на сюжеты уральских сказок предложил балетмейстер Леонид Лавровский. Композитора всегда привлекал прекрасный Урал, богатый подземными сокровищами. Прокофьев хотел воплотить в музыке красоту Урала и его предания. Балет стал своеобразной «лебединой песнью» композитора – и в день смерти он работал над партитурой «Сказа о каменном цветке». Премьера блистательной танцевальной сказки на сцене Большого театра  прошла уже после ухода композитора в 1954 г. Музыкальные образы балета оказались настолько яркими, что некоторые из номеров обрели собственную жизнь на концертной сцене. 

Прокофьев обновил образный и стилистический строй музыкального искусства, не порывая с традициями классической музыки. Концерты Прокофьева для фортепиано с оркестром играют огромную роль в мировой пианистической литературе, и в становлении композитора   как мастера. Именно ранние фортепианные концерты обозначили наступление творческой зрелости Сергея Сергеевича. Главным творческим ориентиром Прокофьева при создании первых фортепианных концертов стал Бетховен. Третий концерт для фортепиано с оркестром является одним из наиболее часто исполняемых произведений в наследии Прокофьева. Работа над произведением длилась около пяти лет, начавшись еще в России в канун Октябрьской революции и сообщив Концерту могучий динамизм эпохи, полной волнений. Закончен концерт был  уже в эмиграции: Прокофьев работал над партитурой в тихом местечке Рошле на Атлантическом побережье Бретани. Русский национальный стиль выражен в концерте темпераментно, поэтически одухотворенно, и в то же время ново и свежо.

Премьера прошла в Чикаго в 1921 году. Первые слушатели посчитали Концерт слишком новаторским и футуристическим, но затем сочинение покорило сцену Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Затем Концерт был исполнен и в СССР, в том числе и самим автором во время его приезда в 1927 г.

В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение К. Бальмонта «Третий концерт», написанное в Рошле под впечатлением первых авторских исполнений,   как попытка пересказать средствами поэзии услышанное поэтом содержание концерта:

«Ликующий пожар багряного цветка./ Клавиатура слов играет огоньками,/

Чтоб огненными вдруг запрыгать языками./ Расплавленной руды взметенная река./ Мгновенья пляшут вальс. / Ведут гавот века,/ Внезапно дикий бык, опутанный врагами,/ Все путы разорвал и стал, грозя рогами,/ Но снова нежный звук зовет издалека./

Из малых раковин воздвигли замок дети,/ Балкон опаловый утончен и красив./

Но, брызнув бешено, все разметал прилив./ Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,/ В тебе востосковал оркестр о звонком лете/ И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.»

Вместе с МГАСО Третий концерт Прокофьева  исполнит лауреат престижных конкурсов Сергей Давыдченко.

Во втором отделении программы прозвучит Симфония № 2  Петра Ильича Чайковского. Язык инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал Чайковского свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений. Каждая симфония Чайковского – это особая Вселенная образов и переживаний.  

Вторая симфония была написана летом 1872 г., когда Чайковский гостил в украинском имении Каменка, у родственников сестры.  В финале звучит знаменитая украинская песня «Журавель», поэтому позднее симфония получила название «Малороссийской» или «симфонии с журавлем». До публичной премьеры Чайковский показал финал симфонии в Петербурге членам Могучей кучки и сочинение имело огромный успех.  Сам композитор вспоминал: «Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного сочинения – Петру Герасимовичу (буфетчику в усадьбе Каменки), который в то время, как я сочинял и наигрывал «Журавля», постоянно подходил и подпевал мне». Финал Второй симфонии – одно из великих творений симфонизма Чайковского, выражающее юмор, оптимизм и продолжающее традиции симфонической оркестровки народных песен, начатых еще «Камаринской» Глинки. Премьера Второй симфонии состоялась в 1873 г. в Москве.








.


17.06.2024

25 июня на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории выступит мировая оперная звезда, народная артистка России Хибла Герзмава, а также студентки и выпускницы ее класса Вероника Андрейченко, Мария Лупарева, Лада Меркульева, Валентина Химич и Вероника Хорошева. В сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра оперные певицы исполнят арии и романсы русских и итальянских композиторов. Также в концерте примет участие заслуженная артистка Республики Абхазия, пианистка Екатерина Ганелина. За дирижерский пульт в этот вечер встанет маэстро Кристиан Кнапп, дирижер Мариинского театра.

Хибла Герзмава – настоящая примадонна оперной сцены, яркая и стильная певица, которая одинаково убедительно звучит в классических ариях, джазовых импровизациях и старинных романсах. Признанная оперная дива поражает слушателей не только образцовой техникой и неповторимым тембром, ее отличает выдающаяся актерская игра и продуманность каждого образа. Певица, чье имя переводится с абхазского как «златоглазая», а фамилия как «волчица», знаменита своим требовательным подходом ко всему, от вокала и драматургии до внешнего облика. Хибла – лауреат многочисленных премий, именно она в 1994 году стала единственной за всю историю обладательницей Гран-при Международного конкурса имени П. И. Чайковского среди вокалистов. Сегодня Хибла Герзмава — не только харизматичная оперная певица, любимая во всем мире; она — доцент кафедры сольного пения Московской консерватории, основатель и руководитель Музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…», президент Национальной оперной премии «Онегин», а также создатель Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров. 

Творческое знакомство Хиблы и Екатерины Ганелиной состоялось еще в стенах Московской консерватории. Выпускница фортепианного факультета и аспирантуры по классу концертмейстерского мастерства, Екатерина аккомпанировала певцам на престижных международных конкурсах: имени П.И. Чайковского (Москва, 1994), имени Н.А. Римского- Корсакова (Санкт-Петербург, 1993), Bella Voce (Москва, 1999 и 2001), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002) и неоднократно удостаивалась диплома лучшего концертмейстера. Пианистка принимает участие в российских и международных музыкальных фестивалях, совмещая активную концертную деятельность с преподаванием в «alma mater» на кафедре концертмейстерского искусства. Совместные сольные концерты Екатерины и Хиблы с большим успехом проходят во всем мире, кроме того, было записано несколько совместных компакт-дисков.

Кристиан Кнапп – дирижер Мариинского театра, сотрудничает со многими выдающимися коллективами России. Ученик Юрия Темирканова, Леонида Корчмара и патриарха петербургской дирижерской школы Ильи Мусина дебютировал в Мариинском театре в феврале 2011 года с оперой Рихарда Штрауса «Электра». С тех пор в его репертуар вошли порядка 45 названий – оперы Верди, Бизе, Сен-Санса, Вагнера, Дворжака, Пуччини, Римского-Корсакова и других композиторов. Под его руководством в Мариинском театре прошли премьеры опер «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Троянцы» Берлиоза. Дирижёр также выступает с симфоническими программами, в том числе исполнил цикл из всех симфоний Бетховена.

Организатор концерта – концертное агентство Moscow Nights, одно из ведущих агентств России в области искусства и классической музыки. Компания организует выступления ведущих российских и зарубежных исполнителей, дирижеров и коллективов в крупнейших концертных залах страны и мира. Агентство сотрудничает с такими выдающимися музыкантами, как Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Аида Гарифуллина, Юрий Башмет и ансамбль «Солисты Москвы», Владимир Спиваков и оркестр «Виртуозы Москвы», Филипп Чижевский и ансамбль Questa Musica, Борис Березовский,  Александр Сладковский, Светлана Захарова и многие другие. 

10.06.2024

16 июня меломанов ждет изысканная программа из шедевров киномузыки  российских и зарубежных композиторов: Андрея Петрова, Эдуарда Артемьева, Владимира Дашкевича, Микаэла Таривердиева,    Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишеля Леграна, Джона Уильямса и Джеймса Хорнера.

16 июня меломанов ждет изысканная программа из шедевров киномузыки  российских и зарубежных композиторов: Андрея Петрова, Эдуарда Артемьева, Владимира Дашкевича, Микаэла Таривердиева,    Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишеля Леграна, Джона Уильямса и Джеймса Хорнера.

МГАСО и маэстро Ариф Дадашев исполнят музыку к фильмам «Гараж», «Сибирский цирюльник», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Ирония судьбы, или С легким паром!..», «Профессионал»,  «Ночи Кабирии», «Леопард», «Дорога», «Крестный отец», «Ромео и Джульетта»,   «Шербурские зонтики», «Список Шиндлера», «Титаник».

В XX в. кинематограф стал одним из главных средств   популяризации музыки. С появлением первых звуковых фильмов почти все мелодии, которые зритель услышал в кинозале, становились хитами, многие из них обретали самостоятельную жизнь на концертной сцене. Это касается и песен, и инструментальной музыки.

Трудно представить фильмы Федерико Феллини без музыки Нино Рота, картины Эльдара Рязанова без музыки Андрея Петрова. Петров не только написал множество киношедевров, но и оставил после себя квинтэссенцию сочинения киномузыки в виде диалога – небольшой книги, изданной в начале 1980-х, которая стала настольным пособием для композиторов, сочиняющих для кинематографа. 

Андрей Петров: «Композитор, пишущий музыку к фильму, становится немного актером – он должен подобно актеру перевоплощаться в соответствии с темой и стилистикой произведения и указаниями, которые дает ему режиссер. Работа в кинематографе – для композитора хорошая школа. Экранные требования заставляют находить единственно верное решение – не растекаться, пространно разрабатывая тему, а выражать ее точно, лаконично. Массовая музыка, как и любое другое средство массового воздействия, довольно быстро видоизменяется, и как следствие перед нами возникает музыкальный портрет времени. 

Пусть музыки будет в фильме мало, но она включается в самый нужный момент, то есть хорошо подается режиссёром – не выпадает из действия, не воспринимается как вставной номер, работает на фильм и в то же время слышна.

Чтобы зритель обратил внимание на музыку, понял мелодию, чтобы она запечатлелась, она должна прозвучать в фильме раза четыре в полный голос (в разной интерпретации) и еще несколько раз – вполголоса, в четверть голоса, намеком.».

В программе 16 июня прозвучит Танго Андрея Петрова  из культового фильма «Гараж». Одним из действующих лиц фильма «Гараж» является тромбонист, поэтому во время работы над киномузыкой  Петров предложил Рязанову  написать  основную тему фильма для  тромбона.

Еще одним ярким явлением российской  киномузыки XX в. стала Увертюра к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Владимира Дашкевича.   Мэтр недавно отпраздновал 90-летие и вспоминает о создании культовой мелодии: 

Владимир Дашкевич: «В кино каждая музыка появляется примерно одинаково. Просто судьба у этой музыки разная. И предугадать эту судьбу совершенно не возможно. Когда сочиняешь, очень слабо представляешь, насколько это художественно сильно. Режиссер Игорь  Масленников упорно призывал меня послушать какую-то английскую музыку в передаче BBC. В конце концов, я ее так и не послушал, и сымпровизировал, когда он в очередной раз позвонил мне из Ленинграда. Эту импровизацию он одобрил. Потребовал, чтобы я немедленно ее записал. Вот так возникла эта музыка. Собственно, все получилось, как и в других наших совместных с ним работах.»

Композитор Эдуард Артемьев признавался, что работал над музыкой к картине «Сибирский цирюльник» под огромным давлением режиссёра Никиты Михалкова.  Михалков часто пытается донести свою режиссерскую задумку именно через музыку и Артемьев вспоминал: «Никита еще обладает и некоторым экстрасенсорным влиянием. Что-то говорит и невольно закачивает в тебя свою энергию. После этого с ним работать очень легко.».

За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»  композитор Микаэл Таривердиев был удостоен Государственной премии СССР. Режиссер Эльдар Рязанов рассказывал впоследствии:

«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых. Хотелось наполнить картину печальными песнями и щемящей музыкой. Мелодии Микаэла Таривердиева, контрастируя с комедийным ходом фильма, придали ему своеобразную стереоскопию, оттенив смешное грустью и лирикой.» 

Целый пласт музыкальной программы посвящен музыке Нино Рота, неразрывно связанной с фильмами Федерико Феллини, Лукино Висконти и Фрэнсиса Форда Копполы.  В сложных философских картинах Феллини, наполненных многоуровневыми смыслами, Рота заставлял звучать цирковые галопы и звуки шарманки. А Феллини даже убирал реплики персонажей в отснятом материале, если они мешали звучащей в это время музыке Нино Рота.

Продолжат  тему европейской музыки кинохиты: саундтрек к фильму «Профессионал»  Эннио Морриконе и лиричные «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна. 

Джон Уильямс и Джеймс Хорнер – два голливудских исполина саунтреков. Если Уильмс собрал за время своей карьеры всевозможные награды самых престижных кинопремий планеты, то Хорнер получил два «Оскара» за музыку  из блокбастера «Титаник», которая также прозвучит в исполнении МГАСО 16 июня.

«Шедевры мирового  кино» станут ностальгическим экскурсом в удивительный мир симфонической киномузыки в исполнении МГАСО на излете концертного сезона.



24.05.2024

В адрес Оргкомитета III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» поступили рекордные 1 094 заявки из 101 населенного пункта России, в том числе от авторов с новых территорий. Свои работы прислали и композиторы из соседних государств – Казахстана, Беларуси, Абхазии.

 22 мая в Центральном Доме литераторов жюри конкурса не только подвело итоги первого этапа конкурса, но и обсудило перспективы его дальнейшего развития. В первой рабочей встрече приняли участие: ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Александр Соколов; председатель Совета Союза композиторов России, композитор Александр Чайковский; известные российские композиторы Алексей Рыбников и Юрий Потеенко, руководитель Ассоциации киномузыки Российского музыкального союза Иван Бурляев; генеральный директор Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Андрей Борисов; художественный руководитель и главный режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян, композитор и художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский, генеральный директор Русского музыкального общества Екатерина Чебыкина, художественный руководитель культурного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай, известная пианистка Екатерина Мечетина  и другие деятели культуры. 

Свои приветствия «Партитуре» направили художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимир Федосеев и композитор Александра Пахмутова. «Для начинающих музыкантов «Партитура» - это шанс заявить о себе, и для многих из них он станет трамплином в мир большой музыки. Благодаря радиостанции «Орфей» музыку конкурсантов услышат и полюбят сотни тысяч людей не только в России, но и за её пределами», – отметила Александра Пахмутова в приветственном слове.

«Мы видим, как растёт интерес к конкурсу по числу присланных заявок. Судите сами: на первый конкурс «Партитура» было прислано немногим больше 200 работ. На второй – 800 заявок. На третий – более тысячи, – рассказала председатель оргкомитета «Партитуры», генеральный директор-художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей» Ирина Герасимова. - Расширилась и география конкурса: заявки пришли из 101 населенного пункта. Представлены все регионы: Урал, Сибирь, Приморье, Поволжье, Забайкалье, автономные республики – Татарстан, Башкирия, Якутия, Карелия». Также Ирина Герасимова отметила, что есть заявки от авторов с новых территорий (из Луганска, Донецка и Ясиноватой), а также из Крыма (из Симферополя и Севастополя). Свои работы прислали композиторы из соседних государств – Казахстана, Беларуси, Абхазии».

В том, что поклонники современной музыки услышат много прекрасных произведений, уверена Екатерина Чебыкина, глава Русского музыкального общества: «РМО выступает генеральным партнером конкурса «Партитура». Исторически Русское музыкальное общество поддерживало композиторов, благодаря деятельности организации были открыты первые консерватории на территории всей Российской империи. И первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории (а значит, и первым профессиональным композитором) стал Петр Ильич Чайковский. Сегодня у РМО и конкурса «Партитура» есть одна общая цель – создание новых возможностей для музыкантов и композиторов. И с этой задачей организаторы конкурса справляются успешно – открывают новые имена и дают молодым талантливым композиторам академического направления возможность заявить о себе!»

Условия конкурса предполагают участие в восьми номинациях: «Симфоническое произведение крупной формы», «Симфоническое произведение малой формы», «Балетная музыка», «Оперная музыка», «Киномузыка», «Хоровая музыка», «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром», «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл». Самыми востребованными у участников стали номинации «Симфоническое произведение малой формы» и «Хоровая музыка», в этих секциях оргкомитет получил 279 и 265 заявок соответственно. 

 В номинации «Киномузыка» примут участие 98 работ. Сфера кино сейчас особенно востребована у композиторов, отметил композитор Юрий Потеенко, но важно открыть в этом жанре собственную уникальность: «Мы надеемся, что сформируется какая-то своя идея, своё видение сегодняшнего современного российского кино, в котором будет востребована та музыка, которая ментально ближе нам, которая не основана на каких-то шаблонах, к которым мы привыкли из зарубежного кино, но будет исходить в том числе из традиций русской музыки».

 По правилам конкурса, возраст участников не должен превышать 35 лет. Средний возраст музыкантов, приславших свои работы, – 26 лет. Но есть среди участников и совсем юные авторы. Самому молодому участнику всего 8 лет, в номинации «Киномузыка» есть сочинение 11-летнего мальчика, в номинациях «Симфоническое произведение крупной формы» и «Оперная музыка» – заявки от 14-летних композиторов. Широкий возрастной диапазон – одно из удачных положений «Партитуры», считает ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов: «Достоинство этого конкурса в его подвижности. Каждый год что-то меняется, и в этих перемена есть отражение существа сегодняшнего композиторского дела. Композиторы начинают по-разному – кто-то раньше, кто-то позже. Скажем, знаменитый Эдисон Денисов сначала закончил Томский университет, был математиком, а потом стал выдающейся фигурой в композиторском деле. Поэтому такая раскрытость на возрастном диапазоне, я думаю, это уже объективная оценка того, что нужно учитывать».

Как отметил председатель совета Союза композиторов России, пианист Александр Чайковский, конкурс «Партитура» становится большим событием для творческой молодёжи и для будущего искусства России: «Беспрецедентное количество заявок доказывает, что композиторы нужны и показывает, настолько много у нас талантливых молодых людей в стране. Потому что почему-то люди хотят творить, а когда молодые люди хотят творить, это значит, что страна живёт и это самое главное, это вселяет большой оптимизм».

 Из 1094 заявок члены жюри выберут 40 произведений, по пять в каждой номинации. Отбор пройдёт осенью в формате открытых концертных читок в Большом зале Московской консерватории, сочинения финалистов прозвучат в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра.

 26 ноября 2024 года в Московской государственной консерватории имени Чайковского состоится гала-концерт, где в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра прозвучат произведения победителей конкурса «Партитура». 

 III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» проводится Фондом инновационного развития культуры, образования, науки (ФИРКОН) совместно с телерадиоцентром «Орфей», Министерством культуры Российской Федерации, Союзом композиторов России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Генеральный партнер – Русское музыкальное общество.



13.05.2024

Московский государственный академический симфонический оркестр проводит  конкурс на замещение вакантных должностей в группах скрипок I, скрипок II, альтов, контрабасов, арф, валторн.

Дорогие друзья, коллеги и партнеры!

Московский государственный академический симфонический оркестр проводит  конкурс на замещение вакантных должностей в группах скрипок I, скрипок II, альтов, контрабасов,  валторн.

Подробности и оркестровые трудности  на https://www.mgaso.ru/contacts/contest.

Прием заявок до 15.06.2024.  

Прослушивания будут проходить 22.06.2024 с 14:00.

Дополнительную информацию можно получить у инспектора МГАСО Сергея Сергеевича Прокудина-Лемешева prokudinss@mail.ru.

Будем признательны вам за репост!

7.05.2024

Вход свободный по обязательной предварительной регистрации на сайте Международной  выставки-форума  "Россия" 

 

10 мая 2024 года в 19-30 на сцене Большого конференц-зала Международной выставки-форума «Россия» ВДНХ Детский хор Большого театра России и солисты Молодёжной оперной программы Большого театра России представят концерт Ко Дню Великой Победы, посвященный этой великой исторической дате. 

Широкой аудитории зрителей будет представлена программа советских песен, созданных в предвоенные, военные и послевоенные годы. Это песни И.О. Дунаевского, В.П. Соловьева-Седова, М.И. Блантера, А.Н. Пахмутовой, Э.С. Колмановского, К.В. Молчанова, В.И. Мурадели и других советских композиторов.

В концерте примут участие: 

Солисты Молодёжной оперной программы Большого театра России, Художественный руководитель – Дмитрий Вдовин. 

Детский хор Большого театра России, Художественный руководитель – Юлия Молчанова.

Концерт пройдет в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра. 

Дирижёр Большого театра России – Антон Гришанин. 

Режиссер Большого театра России – Игорь Ушаков.

Проект проводится при содействии Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».  

Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». 

Смотрите прямую трансляцию Концерта из павильона 75 "Регионы России"  10 мая в 19:30 на портале Культура.РФ




7.05.2024

Можно было услышать в Большом зале консерватории. В программе вечера – два новых сочинения композитора Рашида Калимуллина.

Как звучит Москва, а как переулки Стамбула? Можно было услышать в Большом зале консерватории. В программе вечера – два новых сочинения композитора Рашида Калимуллина. Своими впечатлениями делится Елена Ворошилова.

Подробнее на портале Смотрим.ру

7.05.2024

10 мая 2024 года в 19-30 на сцене Большого конференц-зала Международной выставки-форума «Россия» ВДНХ Детский хор Большого театра России и солисты Молодёжной оперной программы Большого театра России представят концерт Ко Дню Великой Победы, посвященный этой великой исторической дате.

Широкой аудитории зрителей будет представлена программа советских песен, созданных в предвоенные, военные и послевоенные годы. Это песни И.О. Дунаевского, В.П. Соловьева-Седова, М.И. Блантера, А.Н. Пахмутовой, Э.С. Колмановского, К.В. Молчанова, В.И. Мурадели и других советских композиторов.

Подробнее на портале News-w.org

29.04.2024

6 мая в Большом зале консерватории в рамках авторского вечера композитора, Народного артиста России, Председателя Правления Союза композиторов России Рашида Калимуллина пройдет премьера двух сочинений: «Московские истории» для симфонического оркестра и «Путешествие Аладдина» для оркестра.



6 мая в Большом зале консерватории в рамках авторского вечера композитора, Народного артиста России, Председателя Правления Союза композиторов России Рашида Калимуллина пройдет премьера двух сочинений: «Московские истории» для симфонического оркестра и «Путешествие Аладдина» для оркестра.

Рашид Калимуллин: «Мое новое сочинение -  «Московские истории» для симфонического оркестра в 5 частях. Эту музыку я написал специально для нашей столицы,  которую я очень люблю – это центр всей нашей огромной страны. В «Московских историях» я создал музыкальные образы таких известных мест как   Воробьевы горы, Третьяковская галерея, Манежная площадь...

При создании «Путешествия Аладдина», самым сложным было уловить состояние, войти в некий транс, поймать  атмосферу восточного города и передать ее в музыке. Красочно оркестрованная партитура переносит слушателя в мегаполисы  Востока:  Абу-Даби, Иерусалим, Стамбул, Багдад... «Путешествие» создано в саундтрековом стиле с тонким восточным мелодизмом.

С музыкантами Московского государственного академического симфонического оркестра   я знаком давно, но мою музыку они будут исполнять впервые. Мы часто общаемся в рамках конкурса «Партитура», в котором я являюсь членом жюри.  Этот выдающийся оркестр  удивит публику, порадует слушателей свежими красками, эмоциями, душевным исполнением.»

Также в программе прозвучат Концерт для скрипки с оркестром в исполнении Станислава Малышева,  Ария для голоса, органа и симфонического оркестра «Вознесение» в исполнении Анны Аглатовой и Лады Лабзиной,  «Погружение» для виолончели и оркестра в исполнении Бориса Лифановского,  симфонические танцы на ингушские темы «Свет в горах». 

Часть программы будет посвящена произведениям современного вьетнамского композитора  Ле Ты Миня, с которым Калимуллина связывают годы дружбы. Ле Ты Минь влюблен в Россию и считает ее удивительной страной. Композитор не только пишет собственные произведения, но и переводит русские народные песни на вьетнамский язык: благодаря  переводам Ле  Ты Миня вьетнамцы могут познакомиться более чем со 100 произведениями российского фольклора.

Романсы Ле Ты Миня  «Возрождение» и «Возвращаясь в материнский дом», которые исполнит Анна Аглатова,  поражают силой эмоциональной выразительности и богатством музыкального материала. В них зрители прочувствуют разнообразные эмоциональные состояния, от любви к родному краю до глубоких, проникновенных слов, обращенных к своей матери. 

«Московские истории» - концерт из цикла «Жемчужины русской и вьетнамской музыки», участник XXII Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука». Программа продемонстрирует  слушателям достижения современного симфонизма в российской и  вьетнамской музыке.

25.04.2024

28 апреля в 15:00 - "Солисты МГАСО" в Новом концертном пространстве "Зарядье"

28 апреля в 15:00 в Новом концертном пространстве Зарядье  Сергей Сухобрусов (первая скрипка, концертмейстер МГАСО), Антон Булкин (концертмейстер группы виолончелей) и Даниил Цветков (концертмейстер группы клавишных) представят долгожданный  концерт из популярного цикла «Солисты МГАСО». 

В программе прозвучат два камерных произведения русских композиторов: Фортепианное трио № 1 Дмитрия Шостаковича и  Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Петра Ильича Чайковского.

Автором программы выступил пианист Даниил Цветков:

«Мы решили сыграть фортепианное трио Чайковского, так эта музыка обладает невероятным магнетизмом как для исполнителей и для публики.

Это сложное повествование, данное в удивительно напевном и исконно русском стиле, словно воспоминание о целой жизни, ретроспектива чувств и драм человеческой судьбы и, в то же время, полный предельной трепетности и чистоты разговор о вечном и непостижимом. Работа над таким сочинением всегда захватывающе интересна для исполнителей.

Также в нашей программе прозвучит трио семнадцатилетнего Д. Шостаковича, посвященное первой возлюбленной, в котором несмотря на сильное влияние романтической традиции уже заметна трансформация образов, стилей будущего мастера и, безусловно, запечатлена во многих мимолетных музыкальных символах картина юности композитора.».

Полвека разделяет два произведения, но за эти десятилетия  пронеслось несколько эпох,  мир изменился до неузнаваемости. Представьте себе разницу между 1980-ми и 1920-ми, смену  ориентиров в общественном сознании. И только ценности в академической музыке остались незыблемыми. 

Смерть пианиста-виртуоза, дирижёра и основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна в 1881 г. стала утратой для российского музыкального мира. Друг, наставник и великолепный интерпретатор произведений Чайковского значил очень много для композитора.  Трио для скрипки, виолончели и фортепиано было написано во время постоянных разъездов Чайковского  по России и Европе и окончено в 1882 г. в Риме. Трио стало одним из наиболее популярных камерных инструментальных сочинений Петра Ильича  и не потеряло  актуальности до наших дней. Фортепианное трио -   первое произведение Чайковского, в котором тема противоречия между жизнью и смертью, столь часто возникающая в его творчестве, приходит к трагической развязке. В Трио слышен синтез двух начал – народно-песенного и романсово-ариозного, что делает произведение доступным для восприятия как искушенных меломанов, так и новичков, которые совершают первое знакомство с камерной музыкой.  

В программе прозвучит и одно из ранних сочинений Дмитрия Шостаковича - Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано. Работа над произведением шла во время обдумывания Первой симфонии. Первоначально шестнадцатилетний Шостакович назвал трио «Поэма» и исполнил в начале 1924 г. на частном вечере. Произведение было опубликовано только в 1980-х гг. 

Слушатели программы «Солисты МГАСО» побывают на двух полюсах камерной музыки, насладятся  шедевром зрелого мастера и творением  гения, который в своем произведении делал первые шаги к покорению концертных залов.


Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: