- Вид шрифта:
В Зале Зарядье МГАСО 8 ноября представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией. При одном лишь упоминании «Половецких плясок» на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов?
8 ноября 2023 года в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
Ярослав Забояркин:
«Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией.
Подробнее на портале ClassicalMusicNews.ru.
8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
Московский государственный академический симфонический оркестр представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
Подробнее на портале "Известия"
МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
Дирижер – Ярослав Забояркин, солист – Даниил Коган.
Подробнее на портале Смотрим.ру
Московский государственный академический симфонический оркестр представит программу из известных произведений русских композиторов XIX века. Выступление состоится 8 ноября в зале «Зарядье».
В афише — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, солировать в котором будет Даниил Коган, и симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова.
Подробнее на портале радио "Орфей"
8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века, жемчужин российского симфонизма в мировой музыкальной культуре.
В программе:
А.П. Бородин - "Половецкие пляски" из оперы «Князь Игорь»
П.И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром
Н.А. Римский-Корсаков – симфоническая сюита "Шехеразада"
Ярослав Забояркин: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией. При одном лишь упоминании «Половецких плясок» на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов?
Все прекрасно знают мелодию главной темы «Шехеразады» Римского-Корсакова, исполняемой первой скрипкой оркестра, уводящей слушателя прямиком в мир «Книги тысячи и одной ночи». Сочетание мелодии и восточного гармонического колорита, обладают неуловимым магнетизмом, приковывающим слушателя к прекрасной музыке и уводящим его в удивительный мир историй и сказок Востока…»
Великий русский композитор и ученый-химик Александр Бородин говорил, что его заветная мечта - написать эпическую русскую оперу.
Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы собрал Владимир Стасов, либретто написал сам Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.
Вначале был написан «Половецкий марш», затем «Половецкие пляски», задуманные композитором как восточные танцы – «так как половцы – восточный народ». Несмотря на то что Бородину катастрофически не хватало времени на сочинение музыки, он реализовал свою заветную мечту о написании эпической русской оперы: «Некоторые из присяжных музыкантов не могут мне простить, что я, занимаясь лишь в часы досуга музыкой, создаю такие вещи, которые обращают на себя огромное внимание, они же при всем старании не могут высидеть ничего путного. Ученые же коллеги косятся на мои занятия, видя в них поругание над ученой мантией». Оркестровку начал автор, и продолжил Н.А.Римский-Корсаков, который сумел завершить недописанную оперу после скоропостижной смерти Бородина.
Концерт для скрипки с оркестром создан Петром Ильичем Чайковским всего за месяц в счастливый для композитора период конца 1870-х гг. во время путешествия по Швейцарии. Произведение стало результатом душевного просветления после кризиса, когда жизнь вновь открыла композитору свой прекрасный манящий облик.
«Я сознал счастье жить», – писал Чайковский. «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем». Чайковский ощутил прежний прилив творческих сил и писал в ощущении восторга, наслаждаясь. Оттого и получилось праздничное, лишенное драматизма и мотивов неумолимого рока произведение, впервые исполненное Адольфом Бродским в Вене в 1879 г. и сразу снискавшее общеевропейскую известность. Главная ценность скрипичного концерта Чайковского - чарующий, выдающийся по красоте мелодизм. Наряду с Первым концертом для фортепиано с оркестром и Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.
Скрипичный концерт П. И. Чайковского исполнит лауреат конкурсов им. П. И. Чайковского и В.В. Третьякова Даниил Коган. Выступление вместе с МГАСО – специальный приз от Зала Зарядье, полученный Даниилом наряду с первой премией Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова.
Даниил Коган: «Специальный приз от Зала Зарядья - почетный. Я играю с МГАСО с юности. Последний раз мы выступали вместе около года назад. Каждый раз для меня большая радость выйти на сцену с этим замечательным коллективом и с музыкантами МГАСО. Я с нетерпением жду этого момента, тем более, что я буду играть Концерт Чайковского, который я исполнял в финале Конкурса Третьякова. Выступать с дирижером Ярославом Забояркиным мне еще не приходилось, но я с нетерпением жду нашего сотрудничества.»
Замысел симфонической сюиты "Шехеразада" возник у Римского-Корсакова когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г. "Шехеразада" была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца шкатулочного повествования, основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.
Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам. Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли, какие именно сказки легли в основу сюиты.
Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в «Шехеразаде» нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал в сюите дух восточной музыки и поэзии.
30 октября в 17:30 и 00:45 в эфире телеканала «Культура» смотрите премьерный показ вокально-симфонического концерта “Пробуждение Земли” композитора Игоря Еварда: историю о силе и времени, любви и скорби, о быстротечности момента, перетекающего в вечность.
В программе принимают участие: Московский государственныйакадемический симфонический оркестр (МГАСО) с тройным составом деревянных духовых, дирижер Николай Хондзинский, солисты Екатерина Смолина (Москонцерт), Елизавета Нарсия (Государственный Академический Большой театр России), Сергей Писарев (театр Новая опера), Валерий Макаров (Государственный Академический Большой театр России), Валентин Хмелёв (солист Капеллы России имени А.А. Юрлова), Государственная хоровая капелла имени А.А. Юрлова, художественный руководитель и главный дирижёр – Геннадий Дмитряк.
Ведущий - признанный мастер слова музыкальный критик, теле- и радиоведущий Артем Варгафтик.
Зрители смогут в полной мере насладиться чарующим звучанием возвышенных произведений автора.
2 ноября в Большом зале консерватории МГАСО представит произведения композиторов XIX в., каждое из которых можно назвать одним из наиболее исполняемых и узнаваемых в наследии его создателя.
Брамс, Чайковский и Дворжак жили в одну эпоху. Их творчество и композиторская мысль пересекались в процессе создания произведений. Чайковского с Дворжаком связывали искренняя дружба, постоянный обмен идеями и взаимное восхищение. Брамс испытывал глубокую симпатию к своему младшему современнику Дворжаку, в музыке которого его пленяла истинно славянская народная песенность.
Концертная программа погрузит слушателей в атмосферу последней трети XIX в. с ее очарованием и новыми веяниями, поражавшими просвещенные умы Европы и Америки.
«Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса - сочинение, которое стало популярным после первой публикации нот в 1869 г. Впервые они были изданы в ряду произведений Брамса для домашнего музицирования. В первой редакции «Танцы» были написаны для исполнения на фортепиано в четыре руки, затем Брамс сделал версию для исполнения в две руки, а затем оркестровое переложение номеров 1, 3 и 10. Известны и многочисленные неавторские оркестровые версии, так как, говоря современным языком, произведение стало настоящим «хитом» не только в Вене, но и в Европе. Оркестровкой «Венгерских танцев» Брамса занимались Антонин Дворжак, Андреас Галлен, Павел Юон, Ганс Галь, Альберт Парлов, Роберт Шоллум и Иван Фишер.
Огненный темперамент, разнообразие динамических нюансов и штрихов и неукротимая ритмическая энергия наполняют пьесы, основанные на цыганских напевах, которые часто исполняли венгерские скрипачи и многочисленные таборные ансамбли, кочующие по территории Австро-Венгрии. Танцы 1 и 5 основаны на чардашах Бела Келера, которые были настолько популярны в Вене, что Брамс ошибочно считал их народными мелодиями. Чардаш и вербункош пленяли не только Брамса, но и многих композиторов, в том числе Листа и Берлиоза, Кальмана и Легара.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского - одно из наиболее жизнеутверждающих, оптимистичных и наиболее часто исполняемых фортепианных произведений в мире. Первый концерт пользовался популярностью еще при жизни Чайковского, в дальнейшем вошел в репертуар ведущих мировых пианистов. По признанию самого композитора, работа над Концертом шла очень тяжело в связи с масштабностью поставленной задачи: Петр Ильич был намерен создать такое концертное произведение, в котором фортепиано и оркестр выразили бы все свои тембровые и технические возможности, противоборствуя по принципам симфонического развития. Образы лирического плана создает и выражает фортепиано, а оркестр воплощает впечатления и чувства общего характера.
Энджел Вонг: «Я исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского шесть раз. Это – олицетворение русской души, природы, огромного пространства, любви к Родине и к природе. Все это можно услышать в мелодии и мощи звучания. Когда я впервые услышал Концерт Чайковского меня переполняли эмоции, музыка доводила меня до слез, настолько сильно это произведение меня поразило. Я чувствую, что могу играть этот Концерт бесконечно. Я очень радуюсь каждый раз, когда появляется возможность играть Концерт №1 Петра Ильича Чайковского, и сегодня мне посчастливилось исполнить этот Концерт с таким великолепным оркестром как МГАСО и маэстро Антоном Шабуровым.»
Венчает концертную программу Симфония №9 («Из Нового Света») Антонина Дворжака.
Антон Шабуров: «Особенно важна для меня Девятая симфония («Из Нового Света») Антонина Дворжака. Я не очень часто дирижировал эту симфонию и буквально недавно подумал, что было бы очень здорово к ней вернуться. Это – знаковое, интересное, в каком-то смысле магистральное сочинение с волшебной россыпью блестящих мелодий сочиненных Дворжаком или почерпнутых им в народной музыке. Это действительно очень яркая запоминающаяся симфония. Я очень рад, что у меня есть возможность исполнить «Из Нового Света» с таким блестящим коллективом как МГАСО, и очень жду и очень горжусь тем, что мы это совместно делаем.»
«Из Нового света» была написана Дворжаком во время пребывания в Америке, и стала первой симфонией, сочиненной на территории Соединенных штатов Америки. Дворжак задумал ее еще на родине, а писать начал через три месяца после приезда в Нью-Йорк. Симфония аккумулировала впечатления Дворжака от знакомства с новым континентом, который поражал воображение европейцев. В симфонии слились и чешские народные напевы, и отзвуки «спиричуэлс», и впечатления от прочтения Дворжаком «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, с которой Дворжак познакомился задолго до путешествия в США в чешском переводе.
Название «Из Нового света» было наспех написано Дворжаком на титульном листе, когда он передавал партитуру на репетицию. Премьера симфонии стала сенсацией. Несмотря на шумиху американских критиков вокруг «американского колорита» произведения, симфония Дворжака является вершиной чешского симфонизма. Популярность симфонии «Из Нового Света» в США была так велика, что в витринах фешенебельных магазинов появились крахмальные воротнички, галстуки и бритвы под названием «Дворжак».
19 октября МГАСО, маэстро Алексей Рубин и солист Даниил Коган выступили в программе "Филармонические сезоны" в Мордовской государственной филармонии (г.Саранск).
Маэстро Алексей Рубин о "Филармонических сезонах" в Саранске:
Маэстро Алексей Рубин о программе "с петербургским следом".
Даниил Коган о гастролях МГАСО в Саранске