Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
к списку мероприятий
МГАСО в Зарядье
Место:
Зал "Зарядье", Большой Зал

Как добраться
Стоимость абонемента:
500-2000 рублей.
Кол-во концертов в абонементе:
10 концертов
Расписание концертов:
31 марта 2024
Воскресенье, 19:00

31 марта МГАСО представит в Зале Зарядье уникальную программу для настоящих ценителей классической музыки. В первом отделении прозвучат три шедевра французского импрессиониста Мориса Равеля: хореографическая поэма «Вальс», поэмы для голоса с оркестром на слова Тристана Клингзора «Шехеразада», «Болеро»

Второе отделения будет целиком посвящено  избранным романсам П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова в переложении для голоса с оркестром в исполнении блистательной оперной дивы Хиблы Герзмава.

Концертная программа 31 марта  – настоящий подарок для всех ценителей творчества Равеля. Равель вернулся к замыслу симфонической поэмы «Вена», в которой хотел возродить атмосферу высшего общества и балов столицы Австрии, зимой 1919/20 гг. и начал писать хореографическую поэму «Вальс» по заказу Сергея  Дягилева. Публичные исполнения «Вальса» прошли в декабре 1920 г. в Париже. Равель сам неоднократно дирижировал «Вальсом» с огромным успехом. «Вальс» поразил слушателей своей оригинальностью и стал пользоваться большим успехом как и оркестровом исполнении, так и в редакции для двух фортепиано для камерного музицирования.  Сам Равель писал о нем: «Я задумал это произведение как апофеоз венского вальса, который поглощается все нарастающим сокрушительным вихрем. Этот вальс рисуется мне в обстановке императорского дворца примерно в пятидесятых годах прошлого столетия».

Равель интересовался культурой Востока, и как результат сочинил три  поэмы для голоса с оркестром  «Шехеразада».  Экзотические образы стихов друга композитора  Тристана Клингзора вдохновили Равеля на поиски смыслов, скрытых от самого поэта и реализацию честолюбивого замысла – создания произведения, которое могло бы конкурировать с бессмертным творением Н.А.Римского-Корсакова. Первая поэма – «Азия» – мечта о далеком и загадочном континенте. Вторая -  «Очарованная флейта» – вошла в список самых исполняемых произведений Равеля. Третья – «Равнодушный» – проникнута духом светлой лирики импрессионизма. Премьера «Шехеразады» прошла в 1904 году и поэмы стали пользоваться огромной популярностью на волне общего интереса к ориентализму. 31 марта поэмы прозвучат в исполнении Хиблы Герзмава.

«Болеро» –  знаменитое произведение Равеля и одно из самых известных произведений европейского музыкального искусства XX века. Написанное по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн, оно предназначалось для хореографического воплощения, однако впоследствии стало одним из самых исполняемых сочинений на симфонической концертной сцене, «хитом», доступным для восприятия самым неискушенным слушателем. В основе «Болеро» лежит серия точных повторов темы в непрерывном crescendo в изменяющейся инструментовке.  Первым дирижером, способствовавшим популяризации произведения, был сам композитор, который выступал с ним в Париже и других городах Франции. Сам композитор относился крайне неоднозначно к собственному детищу и даже как-то сказал Гершвину: «Будьте осторожны, вы кончите тем, что напишете «Болеро».»

Романсы Петра Ильича  Чайковского – небольшие поэмы, сущность которых не исчерпывается личными настроениями.Они проникнуты философией жизни. Трогательные, искренние, глубоко правдивые страницы творчества Чайковского близки каждому, идут «от сердца к сердцу». В своем творчестве Чайковский стремился охватить самые различные песенные жанры своего времени. Наряду с чистой лирикой возвышенного склада выступает подлинный драматизм, торжественные гимны уступают место бытовым песенкам, народные напевы чередуются с вальсами.

Чайковский создавал песни и романсы на протяжении всей творческой деятельности. Романсы – хранители «интонационного фонда» музыки Чайковского Новые интонации появлялись по мере обновления содержания,  отталкивались от смысла текста.

Для Сергея Васильевича Рахманинова источником вдохновения служили разнообразные импульсы, исходящие от реальной жизни, красота природы, образы литературы и живописи. Это касалось и сочинений в крупных формах, и прекрасных камерных творений – романсов, ставших вершиной  малых вокальных форм  в русской классике. «Я нахожу, – говорил Рахманинов, – что музыкальные идеи рождаются во мне с большей легкостью под влиянием определенных внемузыкальных впечатлений.»

Слушатели смогут проникнуться впечатлениями композитора в полной мере под звуки чарующего сопрано Хиблы Герзмава.


26 апреля 2024
Пятница, 20:00

26 апреля в 20:00 МГАСО и маэстро Димитрис Ботинис представят в Зале Зарядье Симфонию № 6 Густава Малера.  Малер – выдающийся австрийский композитор конца XIX - начала XX века, претворивший принципы симфонизма  Бетховена, Шуберта и Брамса в своем собственном стиле монументальных музыкальных полотен. 

Формально Пятая, Шестая и Седьмая симфонии образуют трилогию, а Шестая является центральной осью симфонического творчества Малера. Шестая симфония открыла для композитора новый этап творческого поиска, которым он занимался  в течение двух летних каникул 1903 и 1904 гг. на берегу озера в Каринтии. И хотя сам Композитор часто называл Шестую симфонию «Трагической», официально этого названия от создателя  партитура так и  не получила. 

Малер не хотел раскрывать содержание произведения, считая, что слушатели сами должны вникнуть в смысл его концепции:

«Моя Шестая, кажется, снова оказалась твердым орешком, который не в силах раскусить слабые зубки нашей критики, – говорил композитор после премьеры. – Начиная с Бетховена, нет такой новой музыки, которая не имела бы внутренней программы. Но ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены, и, соответственно, что он сам обязан почувствовать! Да сгинет всякая программа!»

Музыка симфонии не пессимистична – это история отчаянной борьбы. Симфония стала выражением творческого «я» композитора.

26 апреля Шестая симфония прозвучит в дирижерской интерпретации горячего поклонника Густава Малера Димитриса Ботиниса.

Димитрис Ботинис: «Фигура Малера, его личность, творчество, и все что в целом можно назвать его духом, стали за последние годы своего рода художественной доминантой в моей жизни. Его музыка - ни на что не похожая вселенная со своим образным миром, правилами и механизмами развития, притягивает все больше и сильнее, чем ближе к ней оказываетесь. Это высокое и сложное искусство, требующее вдумчивого погружения как исполнителя, так и слушателя. К счастью, духовное вознаграждение за этот труд очень щедрое! Как писал сам композитор - “Нужно просто принести с собой уши и сердце и - тоже не последнее дело - добровольно отдаться рапсоду. Какой-то остаток мистерии есть всегда даже для самого автора!”»

Шестая симфония  в Зале Зарядье в исполнении МГАСО станет незабываемым событием, предваряющим майские праздники. 


26 июня 2024
Среда, 19:00

26 июня, в рамках II Московского летнего музыкального фестиваля «Зарядье», Московский государственный академический симфонический оркестр завершит свой 81-ый концертный сезон.

В праздничной программе прозвучат произведения двух великих российских композиторов, которых разделяет полвека, но объединяет стремление создать национальную симфоническую музыку с фольклорным  колоритом и  мотивами.

Первое отделение программы посвящено музыке Сергея Прокофьева, в которой композитор воплотил своё видение русского национального стиля. 

Уральская рапсодия из балета «Сказ о каменном цветке» – один из примеров обращения Прокофьева к сказочной тематике. Идею балета на сюжеты уральских сказок предложил балетмейстер Леонид Лавровский. Композитора всегда привлекал прекрасный Урал, богатый подземными сокровищами. Прокофьев хотел воплотить в музыке красоту Урала и его предания. Балет стал своеобразной «лебединой песнью» композитора – и в день смерти он работал над партитурой «Сказа о каменном цветке». Премьера блистательной танцевальной сказки на сцене Большого театра  прошла уже после ухода композитора в 1954 г. Музыкальные образы балета оказались настолько яркими, что некоторые из номеров обрели собственную жизнь на концертной сцене. 

Прокофьев обновил образный и стилистический строй музыкального искусства, не порывая с традициями классической музыки. Концерты Прокофьева для фортепиано с оркестром играют огромную роль в мировой пианистической литературе, и в становлении композитора   как мастера. Именно ранние фортепианные концерты обозначили наступление творческой зрелости Сергея Сергеевича. Главным творческим ориентиром Прокофьева при создании первых фортепианных концертов стал Бетховен. Третий концерт для фортепиано с оркестром является одним из наиболее часто исполняемых произведений в наследии Прокофьева. Работа над произведением длилась около пяти лет, начавшись еще в России в канун Октябрьской революции и сообщив Концерту могучий динамизм эпохи, полной волнений. Закончен концерт был  уже в эмиграции: Прокофьев работал над партитурой в тихом местечке Рошле на Атлантическом побережье Бретани. Русский национальный стиль выражен в концерте темпераментно, поэтически одухотворенно, и в то же время ново и свежо.

Премьера прошла в Чикаго в 1921 году. Первые слушатели посчитали Концерт слишком новаторским и футуристическим, но затем сочинение покорило сцену Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Затем Концерт был исполнен и в СССР, в том числе и самим автором во время его приезда в 1927 г.

В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение К. Бальмонта «Третий концерт», написанное в Рошле под впечатлением первых авторских исполнений,   как попытка пересказать средствами поэзии услышанное поэтом содержание концерта:

«Ликующий пожар багряного цветка./ Клавиатура слов играет огоньками,/

Чтоб огненными вдруг запрыгать языками./ Расплавленной руды взметенная река./ Мгновенья пляшут вальс. / Ведут гавот века,/ Внезапно дикий бык, опутанный врагами,/ Все путы разорвал и стал, грозя рогами,/ Но снова нежный звук зовет издалека./

Из малых раковин воздвигли замок дети,/ Балкон опаловый утончен и красив./

Но, брызнув бешено, все разметал прилив./ Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,/ В тебе востосковал оркестр о звонком лете/ И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.» 

Вместе с МГАСО Третий концерт Прокофьева  исполнит лауреат престижных конкурсов Сергей Давыдченко.

Во втором отделении программы прозвучит Симфония № 2  Петра Ильича Чайковского. Язык инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекал Чайковского свободой выражения многообразного мира идей, чувств и настроений. Каждая симфония Чайковского – это особая Вселенная образов и переживаний.  

Вторая симфония была написана летом 1872 г., когда Чайковский гостил в украинском имении Каменка, у родственников сестры.  В финале звучит знаменитая украинская песня «Журавель», поэтому позднее симфония получила название «Малороссийской» или «симфонии с журавлем». До публичной премьеры Чайковский показал финал симфонии в Петербурге членам Могучей кучки и сочинение имело огромный успех.  Сам композитор вспоминал: «Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного сочинения – Петру Герасимовичу (буфетчику в усадьбе Каменки), который в то время, как я сочинял и наигрывал «Журавля», постоянно подходил и подпевал мне». Финал Второй симфонии – одно из великих творений симфонизма Чайковского, выражающее юмор, оптимизм и продолжающее традиции симфонической оркестровки народных песен, начатых еще «Камаринской» Глинки. Премьера Второй симфонии состоялась в 1873 г. в Москве.

МГАСО в Зале Зарядье в  концертном сезоне 2023/2024 гг.

Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: