Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
к списку мероприятий
Абонемент № 28. МГАСО в Концертном зале им.П.И.Чайковского
Место:
Концертный зал
им. П. И. Чайковского

Как добраться
Стоимость абонемента:
800-2600 рублей.
Кол-во концертов в абонементе:
2 концерта
приобрести абонемент
Расписание концертов:
23 ноября 2023
Четверг, 19:00

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ференца Листа – одно из наиболее часто исполняемых произведений мировой пианистической литературы.

«Я придаю фортепиано очень большое значение, – писал Лист. – Оно занимает первое место в иерархии инструментов: оно чаще всего пользуется вниманием и наиболее широко распространено. Этим значением и популярностью оно обязано исключительно своей гармонической полноте, а вследствие этого и способности охватывать и концентрировать все музыкальное искусство».  

Композитор вынашивал замысел Концерта в течение 19 лет. Форма концерта не традиционна: он состоит из одной части и четырех разделов, исполняющихся без перерыва. Премьера Концерта прошла в Веймаре в 1855 г. в исполнении самого автора, дирижером  был Гектор Берлиоз.  Солист – лауреат международных конкурсов и участник фестивалей Александр Ключко. Лист – один из создателей большого концертно-виртуозного пианизма со свободным охватом всего диапазона инструмента.

Увертюра к опере Рихарда Вагнера  «Тангейзер» – одно из наиболее масштабных произведений эпохи романтизма. В либретто Вагнер соединил три различные рыцарские легенды, нарушив историческое правдоподобие, но  создав сильную драматургическую линию. Средневековая рыцарская сага нашла новое воплощение в опере Вагнера и стала основой для грандиозной любовной драмы. Премьера состоялась в 1845 г. в Дрезденской королевской опере. Несмотря на то, что опера пользовалась большим успехом, Вагнер дважды перерабатывал финал.

Рихард Вагнер: «Моя цель была бы достигнута только в том случае, если бы удалось – впервые в опере - заставить зрителя принять участие в процессе творческой мысли автора, во всех фазах внутреннего развития драмы, ибо только при таком участии становилась понятной катастрофа, разыгрывающаяся без всякого внешнего повода, из развернувшихся душевных переживаний на сцене».

Увертюра к «Тангейзеру» – не просто вступление к опере, а симфоническая поэма, которая обрела самостоятельную жизнь на концертной сцене. 

Увертюра стала источником вдохновения для многих творцов последующих столетий не только в музыке, но и в кинематографе – ее отзвуки можно услышать в фильмах  Ридли Скотта и Андрея Тарковского.

Также в концертной  программе прозвучат две самые известные симфонические поэмы Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель». Жанр поэмы занимает огромное место в творчестве Рихарда Штрауса.

Первая поэма  основана на пьесе «Дон Жуан» поэта Николауса Ленау, представившего свою трактовку испанской легенды Эпохи Возрождения. Образ Дон Жуана вдохновлял творцов в разные времена – к нему обращались Тирсо де Молина, Гольдони, Мольер,  Корнель, Мериме, Дюма, Моцарт, Байрон, Пушкин, А.К.Толстой, Даргомыжский. Отличием трактовки Штрауса стало то, что композитора интересовал внутренний мир Дон Жуана и неосуществленные стремления, которые возникали в его душе. Для Штрауса главной является не физическая, а духовная гибель героя, который разуверился в возможности найти идеал. Штраус работал над Дон Жуаном в Италии в период счастливой влюбленности в певицу Паулину де Ана, которая впоследствии стала его женой. Как писал композитор: «На премьере «Дон Жуан» имел грандиозный успех, музыка звучала волшебно, все прошло образцово и вызвало неслыханную для Веймара бурю аплодисментов».

В основу второй поэмы  легла история не просто средневекового фольклорного персонажа, но реально жившего крестьянина, чей образ стал источником многочисленных немецких сказок. Плут, обожаемый простым людом, полюбился и композиторам, а Рихарда Штрауса вдохновил на написание одноактной оперы. Однако,  в процессе работы над произведением, Штраус написал симфоническую поэму. Штраус изобрел новый тип программной симфонической поэмы, имеющей завязку, развитие и развязку. 

Дирижер Димитрис Ботинис: «Рихард Штраус относился к тем композиторам, которые совершенно не стеснялись демонстрировать свое виртуозное оркестровое письмо.  Пример такой виртуозности  – симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля». Мне посчастливилось немало работать над этим произведением с разными коллективами – российскими и европейскими. Успешным может быть то исполнение, которое излучает ту же энергию, тот же задор и   хулиганство, которое заложено в самом герое, Тиле Уленшпигеле. Уверен, что у нас с МГАСО  это очень хорошо получится.»

Обе поэмы пользовались громадным успехом у слушателей с первого исполнения.Будучи представителем заката немецкого романтизма Штраус выработал свой неповторимый стиль, почерк и звучание музыки.

На исходе осени, когда землю сковывает первый снег, и  солнце редко появляется меж грузных туч, музыка романтизма воодушевляет и приносит радость жизни. 

25 марта 2024
Понедельник, 19:00

В программе – три великих произведения Петра Ильича Чайковского: Элегия для струнного оркестра (Памяти И. В. Самарина), Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Симфония № 6 («Патетическая»)

Александр Рудин: «Эта концертная программа была предложена мне МГАСО и Московской государственной академической филармонией. Концертная фантазия Петра Ильича  будет для меня открытием: я никогда не дирижировал это сочинение. С Юрием Фавориным я неоднократно выступал и с оркестрами, и в камерных ансамблях, это всегда большое удовольствие. 

Симфония № 6 -   произведение особое, очень эмоциональное, стараюсь не прикасаться к нему слишком часто.  Самым сильным и  убедительным для меня прочтением этого произведения было исполнение оркестра Musica Viva под управлением сэра Роджера Норрингтона в начале 2000-х годов.»

Концертная фантазия для фортепиано с оркестром – образец композиторского мастерства позднего Чайковского. По свидетельству Петра Ильича она «скроена» из неиспользованных  набросков, предназначавшихся для Третьей сюиты. Чайковский посвятил Фантазию пианистке-виртуозу Софии Ментер, любимой ученице Ференца Листа. В первые 20 лет Фантазию исполняли очень часто, затем она исчезла с концертной сцены и возродилась лишь во второй половине XX в.

Симфония № 6 «Патетическая» была задумала композитором во время поездки за границу зимой 1892/1893 г. Чайковский писал о ней: «Я положительно считаю ее наилучшей и наиискреннейшей из всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад.». После премьеры в 1893 г. критики отмечали простоту, внешнюю изобретательность и изящество новой симфонии. Партитура отличается тонкостью, сложностью и продуманностью вплоть до мельчайших деталей. Это – своеобразный итог симфонического творчества Чайковского, в котором композитор философски осмысляет жизнь.  По свидетельству современников, дирижируя Шестой симфонией Чайковский проводил ее очень быстро, опасаясь впасть в вульгарную сентиментальность и избегал подчеркивать тон яркой драматичности и лиризма. 

Каждая симфония Чайковского – особый мир образов и переживаний, по богатству и содержательности  сравнимый с русским реалистическим романом второй половины XIX в.

Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: