Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
К списку мероприятий
МГАСО в Зарядье. Чайковский. Танеев.
Место:
Зал "Зарядье", Большой Зал

Как добраться
Стоимость билетов:
600-2500 рублей.
Продолжительность:
2 часа 00 минут
Дата:
28 сентября (суббота) 2024
Время:
19:00

28 сентября в Зале Зарядье МГАСО представит Сюиту №1  для оркестра П.И.Чайковского и  монументальное произведение крупнейшего российского композитора рубежа XIX-XX вв. Сергея Ивановича  Танеева. 

К Первой сюите Чайковский относился по особенному. Она была написана в период постоянных разъездов композитора  по России и Западной Европе:  эскизы появились в имении Давыдовых Вербовке, рядом с легендарной Каменкой. Работа над оркестровкой  продолжалась во Флоренции и Париже и была завершена в Каменке в апреле 1879 г. Сочинение   сюиты стало подготовительным этапом к созданию Чайковским  полномасштабной симфонии. Композитор с воодушевлением работал над новым для него жанром и поставил себе задачу овладеть композицией сюиты в совершенстве. 

Первая сюита  стала одним из последних сочинений Петра Ильича, исполненных Н.Г.Рубинштейном. Московская премьера произведения  состоялась 8 декабря 1879 г. Для русской музыки Первая сюита Чайковского  означала новое явление. Произведение пользовалось огромным успехом у публике, но вызывало яростные споры   у первых исполнителей – и у Рубинштейна, и у оркестра, так как композитор по-новаторски (для своего времени) вывел на первый план группу деревянных духовых инструментов.

В концерте принимают участие Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова (Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк) и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Художественный руководитель – Екатерина Антоненко).

Сергей Рахманинов говорил о Танееве:  "Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо".

Геннадий Дмитряк, художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова: «Хоровая музыка Сергея Ивановича Танеева богата полифонией и интеллектуальной многоплановостью содержания.  Музыку Танеева, которая предъявляет очень высокие требования к техническим и исполнительским возможностям хора, Капелла России имени А.А. Юрлова исполняет очень часто в своих программах – и всегда его произведения вызывают горячий эмоциональный отклик у слушателей.

Кантата «По прочтении псалма» – последнее произведение композитора – квинтэссенция его творчества, его духовное завещание. Это произведение о человеке и его духовном становлении, о смысле жизни. Конечно, работа над Кантатой требует от нас глубокой сосредоточенности и полной творческой самоотдачи.»

Сергей Танеев, автор десятков хоровых сочинений, создал две  кантаты – «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма». «По прочтении псалма» стала последним крупным  произведением композитора. Написав ее, Танеев, как сказали бы в наши дни, «закрыл гештальт»: стихотворение А.С.Хомякова «По прочтении псалма», которое легло в основу Кантаты, было одним из самых любимых у матери композитора, Варвары Павловны Танеевой, и  первым стихотворением, выученным маленьким Серёжей. 

Творчество Хомякова  вызывало повышенный интерес в начале XX в.. Образованные круги российского  общества зачитывались и поэзией Хомякова, и философской прозой. Сорок стихотворных строк легли в основу грандиозного музыкального сочинения Танеева. Поэт сформулировал истинные ценности: «Мне нужно сердце чище злата/И воля крепкая в труде;/Мне нужен брат любящий брата,/Нужна мне правда на суде!».

Для повзрослевшего композитора стиль Хомякова отвечал потребности в торжественной и строгой поэзии, которая возносила слушателя над проблемами повседневности и суетным бытием. Кантата создавалась в 1915 г., в период смут и потрясений, раздиравших российское общество. Призыв Кантаты к любви, братству, служению высшим силам человечества контрастировал с разразившейся мировой войной и  революционными настроениями в окружающем мире.

Кантата – сочинение зрелого мастера. К концу жизни композитору удалось подчинить головокружительные технические задачи контрапункта музыкальному содержанию. Танеев создал произведение с уникальным взаимопроникновением симфонического и кантатно–ораториального жанров. 

В Кантате композитор связал  две эпохи:   канувший в Лету старый мир XIX в. и наступивший, полный новаций, бурь и потрясений XX век. В этом произведении заключена целостная концепция мира и человеческого бытия в мире.

По словам А.К.Глазунова после премьеры Кантаты в Петрограде Танеев произнес: «Какая богатая, не использованная еще область – русская оратория».  Московская премьера произведения в зале Благородного собрания также была незабываема: «Кантата очень хорошо прошла, хоры звучали чрезвычайно массивно и величественно – хор был в 180 человек, и все выходило по звучности несравненно полнее, чем в Петербурге», - писал Танеев о премьере.

Впечатление композитора разделял и музыкальный критик Б.В.Асафьев: 

«Значение Кантаты для русской музыки огромно. Сейчас не поддается точному выяснению все звуковое богатство, все мастерство, вложенное  в неё, но сила эмоционального содержания музыки ощущается с первого же знакомства с нею по степени произведенного впечатления. Впечатление осталось столь сильное, какое только и может остаться после исполнения подлинно правдивых, живых произведений музыкального искусства, где слышится за каждым изгибом музыкальной мысли творческая воля и одухотворенное чувство композитора.»

В истории русской музыки Сергей Иванович Танеев остался как автор монументальных сочинений, и педагог, сыгравший огромную роль в образовании  Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Николая Метнера, Рейнгольда Глиэра. Наследие Танеева бесценно. 

Московский государственный академический симфонический оркестр с воодушевлением откроет «Кантатой «По прочтении псалма»  свой московский концертный сезон 2024/2025 гг.


Поделиться
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: