- Вид шрифта:
В программе – три великих произведения Петра Ильича Чайковского: Элегия для струнного оркестра (Памяти И. В. Самарина), Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Симфония № 6 («Патетическая»)
Александр Рудин: «Эта концертная программа была предложена мне МГАСО и Московской государственной академической филармонией. Концертная фантазия Петра Ильича будет для меня открытием: я никогда не дирижировал это сочинение. С Юрием Фавориным я неоднократно выступал и с оркестрами, и в камерных ансамблях, это всегда большое удовольствие.
Симфония № 6 - произведение особое, очень эмоциональное, стараюсь не прикасаться к нему слишком часто. Самым сильным и убедительным для меня прочтением этого произведения было исполнение оркестра Musica Viva под управлением сэра Роджера Норрингтона в начале 2000-х годов.»
Концертная фантазия для фортепиано с оркестром – образец композиторского мастерства позднего Чайковского. По свидетельству Петра Ильича она «скроена» из неиспользованных набросков, предназначавшихся для Третьей сюиты. Чайковский посвятил Фантазию пианистке-виртуозу Софии Ментер, любимой ученице Ференца Листа. В первые 20 лет Фантазию исполняли очень часто, затем она исчезла с концертной сцены и возродилась лишь во второй половине XX в.
Симфония № 6 «Патетическая» была задумала композитором во время поездки за границу зимой 1892/1893 г. Чайковский писал о ней: «Я положительно считаю ее наилучшей и наиискреннейшей из всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад.». После премьеры в 1893 г. критики отмечали простоту, внешнюю изобретательность и изящество новой симфонии. Партитура отличается тонкостью, сложностью и продуманностью вплоть до мельчайших деталей. Это – своеобразный итог симфонического творчества Чайковского, в котором композитор философски осмысляет жизнь. По свидетельству современников, дирижируя Шестой симфонией Чайковский проводил ее очень быстро, опасаясь впасть в вульгарную сентиментальность и избегал подчеркивать тон яркой драматичности и лиризма.
Каждая симфония Чайковского – особый мир образов и переживаний, по богатству и содержательности сравнимый с русским реалистическим романом второй половины XIX в.