РОССИЙСКИЙ «ОСКАР» ДЛЯ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ. В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ ПРОЗВУЧАЛИ СОЧИНЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАРТИТУРА»
Рецензия Сергея Буланова. Журнал » Музыкальная жизнь»
Главный плюс конкурса «Партитура» в том, что масштабные произведения молодых композиторов берется исполнить симфонический оркестр, тем более такой авторитетный, как МГАСО под управлением Павла Когана, выгодно представивший на гала-концерте все сочинения, выбранные представительным экспертным советом. Разумеется, номинаций в конкурсе много, но не случайно и не только по идейным соображениям «малая форма» набрала рекордное количество заявок. На симфоническую музыку сегодня спрос невелик: финансовые возможности редко располагают к большому творческому процессу. Кто заказывает полотна? Сразу приходит на ум Владимир Юровский с «Другим пространством». А кто еще? Так и уготавливает судьба многим композиторам нового поколения портфель с одной симфонией, написанной для диплома консерватории.
Да, для кого-то творить в миниатюре – концептуальное убеждение. Но крупная форма, хотя и в дефиците, зато своей актуальности не теряет. Очередной конкурс «Партитура» наглядно показал степень умения будущих классиков управляться с ней. Так или иначе, почти в каждом сочинении давала о себе знать власть киномузыки, хотя для нее предусмотрена отдельная номинация, в которой победил Мурат Кабардоков с музыкой к бессюжетному немому фильму «Человек с киноаппаратом». Кстати, он уже довольно маститый автор, как и многие другие лауреаты: листаем буклет и видим сплошь членов Союза композиторов и обладателей внушительного послужного списка, впрочем, все это только задает состязанию высокую планку.
Организовали гала-концерт, что называется, с претензией: обеспечивали торжественность, Большой зал консерватории осветили грандиозной иллюминацией, на больших экранах выводили логотип конкурса и названия исполняемых произведений. Странно, что дорогое оборудование не задействовалось для сопровождения упомянутой киномузыки, ведь она оказалась абсолютно несамостоятельной, хотя по ряду «уловок» явно сделана качественно – по всем законам контрастов кадровой драматургии.