29.10.2024

ОТКРЫТИЕ АБОНЕМЕНТА № 31 «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР» В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ

Московский государственный академический симфонический оркестр 

Художественный руководитель – Иван Никифорчин

1 ноября, 19:00

Концертный зал им.П.И.Чайковского 

Открытие Абонемента № 31 «Московский государственный академический симфонический оркестр» 

Дирижёр —  Тимур  Зангиев

Солист —  Иван Бессонов 

В концерте принимает участие ГАХКР им.А.А.Юрлова, художественный руководитель и главный дирижёр – Геннадий Дмитряк.  

В программе:

Шопен — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч.11

Равель — «Дафнис и Хлоя» — музыка балета

Картина 1. Поляна на опушке священного леса

1.Вступление и религиозный танец

2. Общий танец

3. Гротескный танец Доркона

4. Лёгкий и грациозный танец Дафниса

5. Танец Ликэнион

6. Ноктюрн. Медленный и таинственный танец нимф

Картина 2. Лагерь пиратов

7. Вступление

8. Воинственный танец

9. Молящий танец Хлои

Картина 3. Пейзаж первой картины, окончание ночи

10. Восход солнца

11. Пантомима (Любовь Пана и Сиринкс)

12. Общий танец (Вакханалия)

1 ноября Московский государственный академический симфонический оркестр открывает именной абонемент № 31 в Концертном зале им.П.И.Чайковского.

В первом отделении прозвучит Концерт № 1 Фредерика Шопена в исполнении Ивана Бессонова. Музыка Шопена – редкое сочетание большой мысли с чарующей красотой образов. Для Шопена, ограничившего свое творчество рамками фортепианной музыки, рояль – универсальный и всеобъемлющий инструмент.

Иван Бессонов: «Уже большую часть своей жизни я играю музыку Шопена. В детстве это были не самые сложные мазурки и вальсы, потом этюды и полонезы, наконец концерты и сонаты и на протяжении всего времени меня не покидала одна интересная мысль, будто бы вся эта музыка жила во мне еще до того, как я услышал ее, увидел в нотном тексте и сыграл. Это чувство родства и ощущение друга в музыке мне очень дорого. Также я замечал еще одну интересную особенность музыки Шопена — каждая нота находится на своем  месте и нет ни одной лишней, а если ради интереса что-то убрать или поменять, то это сразу даст о себе знать. Немногие композиторы достигали такого эффекта, могу вспомнить  имена Моцарта и Чайковского.

Вообще, музыку Шопена очень сложно как-то охарактеризовать, используя одни лишь слова, она может быть ранимой, влюбленной, очень уязвимой, может быть грандиозной, страстной, даже величественной или мрачной, а через несколько мгновений сверкать легким юмором. Не могу также не вспомнить очень удачную фразу, которую сказал Роберт Шуман: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами». Это очень меткое высказывание, с которым я не могу не согласиться, поскольку в музыке Шопена почти всегда есть симбиоз внешней хрупкости и невероятной внутренней силы, наполненной мощью и глубиной.

Если говорить про Первый фортепианный концерт, то он был создан Шопеном в 20 лет, и во многом предвосхищает все, что будет сочинено им позднее. Но самобытный музыкальный язык и особое отношение к фортепиано, для которого написана практически вся его музыка, уже тогда дали о себе знать, что в итоге сделало Первый концерт одной из вершин жанра. В первой части, как это часто бывает, разворачивается основное действие: тут есть и борьба, и ностальгия и самое для меня главное — почти постоянное непрерывное ощущение движения, а значит и жизни. Вторая часть  рисует мечтательную идиллию,  тихое счастье, постепенно унося в нереальное недостижимое  измерение. Третья, в контрасте ко второй, звучит очень по-деревенски, весело, даже народно, слышны свист и пляска толпы, а в конце наступает всеобщее ликование.

Каждое выступление, где я играю Шопена, для меня особенное, потому что его музыка совершенно не терпит фальши и нужно отдавать всего себя. Но для любого музыканта, пианиста, играть Шопена всегда большое счастье, так что я с нетерпением жду встречи с МГАСО и концерта 1 ноября в Концертном зале им. П. И. Чайковского.».

Во втором отделении концерта прозвучит музыка балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля в исполнении МГАСО  и ГАХКР им.А.А.Юрлова

Это самое длинное произведение Равеля, его целостность поддерживается благодаря постоянному использованию небольшого числа лейтмотивов. Балет «Дафнис и Хлоя» возродил интерес к античной тематике и отдал дань французской традиции классицизма.  Равель начал работать над музыкой балета в 1909 г. по заказу Сергея Дягилева. Майские утра на вилле, где жил композитор, были упоительны. Равель писал номера балета под птичий щебет. Завершил работу композитор в Париже. Несмотря на разногласия с Дягилевым, несоответствие музыки с декорациями Бакста и  репетиции, проходившие в грозовой атмосфере,  премьера  балета все-таки состоялась в парижском театре Шатле в   1912 г. (труппа Дягилева, декорации и костюмы — Леон Бакст, хореография — Михаил Фокин, дирижёр — Пьер Монтё). Это был   триумф Равеля.  Уже после первого представления многие парижские критики писали о том, что музыку Равеля можно слушать и вне театральной сцены.

Равель называл «Дафниса и Хлою» «хореографической симфонией»:  «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века.»

Александр Зилоти первым  исполнил симфоническую сюиту «Дафнис и Хлоя»  в России. Музыка балета Равеля прочно утвердилась на мировой концертной сцене и впоследствии  стала более востребованной, чем театральная постановка. После премьеры балета Равель получил мировое признание, и утвердил свой стиль и статус мэтра. «Дафнис и Хлоя» – одна из вершин импрессионизма в музыке, а для самого композитора – наиболее масштабное произведение, написанное им до Первой мировой войны. 

Поделиться