22.10.2024

25 ОКТЯБРЯ — МГАСО В ЗАРЯДЬЕ. БЕТХОВЕН. ХОЛСТ

Московский государственный академический симфонический оркестр 

Художественный руководитель – Иван Никифорчин

25 октября, 19:00

Зал Зарядье

Бетховен. Холст

Дирижёр —  Артём Абашев 

Солисты: Андрей Коробейников (фортепиано), Иван Царёв (орган)

В концерте принимает участие Хор студентов Академии хорового искусства им.В.С.Попова

В программе:

Людвиг ван Бетховен  — Концерт №3 для фортепиано с оркестром 

Густав Холст — Сюита «Планеты»

Московский государственный академический симфонический оркестр продолжает цикл концертов в Зале Зарядье исполнением  масштабных произведений мировой музыкальной культуры. В первом отделении программы 25 октября прозвучит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена в исполнении Андрея Коробейникова.

Третий концерт был написан в очень плодотворный для композитора период жизни: за восемь лет Бетховен сочинил и частью   издал более полутораста произведений. Внутри композитора бурлили страсти —   мрачная подавленность от страшного диагноза глухоты и  пламенный протест против неё, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда деятельной жизни.

Концерт  был написан в  1800 г.  во время летнего отдыха  в живописной деревушке Нижний Деблинг, и исполнен спустя несколько лет. Сочинение  близко  к концертам Моцарта, сам композитор говорил: «Я всегда был одним из самых ревностных почитателей Моцарта и останусь им до последнего моего вздоха.» Но в произведении    уже слышен авторский почерк симфонизма Бетховена.  Отзвуки героических фанфар  и глубокая лирика,    лаконичность мелодий и строгость ритма, простота гармоний первой части готовят слушателя к возвышенному настрою второй части и великолепному танцевальному финалу.   

Концерт был впервые  исполнен самим автором    в Венском театре в 1803 г. У Бетховена не хватило времени записать партию фортепиано, композитор играл   наизусть, смотря на чистые листы нотной бумаги. Партию фортепиано автор записал уже после премьеры.

Бетховен говорил: «Обычно, когда я пишу, даже инструментальную музыку, у меня перед глазами весь замысел целиком. У меня нет привычки поправлять мои сочинения (уже законченные). Я этого никогда не делал, ибо глубоко убежден, что всякое частичное исправление искажает общий характер произведения.». 

Дирижёр Артём Абашев:

«Мы  сделали всё, чтобы программа 25 октября была зрелищной и неординарной, интересной для публики. И Третий Концерт Бетховена, и сюита «Планеты» Холста  –  не так часто исполняемые сочинения.

 Для любого музыканта имя Бетховена  – одно из ключевых  в музыкальной литературе. Этот человек и композитор является для меня одним из учителей. Бетховен и  сохранял традиции, и реформировал  современное музыкальное пространство,  и всё время экспериментировал, не останавливаясь на достигнутом.  Для этого нужно быть смелым, а Бетховен был одним из самых смелых пианистов и дирижеров своего времени.  Третий Концерт был написан в период сильных  переживаний и осознания композитором  страшного диагноза наступающей глухоты.

Что касается сюиты Холста «Планеты», это – огромный   состав оркестра,  орган, хоры… Как правило все это создает    трудности для исполнения, но я очень рад, что МГАСО, Зал Зарядье и я – мы сошлись на этой программе, которая является неординарной для публики в концертном зале и вообще для жителей мегаполиса.  

«Планеты»  –  масштабная сюита, которая создает определенную атмосферу и     заинтересовывает слушателя во время концерта.  Для меня «Планеты» —   новое сочинение, я его не дирижировал, но,  разумеется, очень хорошо с ним знаком. Огромное количество музыкантов и выдающихся дирижеров исполняли «Планеты».  Не могу сказать, насколько точно композитору удалось передать настроение и звучание каждой из планет Солнечной системы, но Холст  применил свою  фантазию, и его увлечение астрологией породило это сочинение.

Лично мне наиболее созвучна последняя часть «Нептун, мистик», потому что она наиболее сильно отвечает той неразгаданной загадке, которая называется «Космос». Наша задача состоит в том, чтобы, используя средства оркестра и хоров, представить слушателям  очень прозрачную фактуру, которую невозможно ощутить и потрогать. Показать   эту зыбкую  структуру, о которой мы очень мало знаем, но при этом она нас очень сильно манит, завораживает:  часто именно при взгляде наверх, на звезды, возникают потрясающие идеи  и те мечты, которые двигают нас вперед.»

Во втором отделении концерта прозвучит одно из самых необычных симфонических произведений мировой музыкальной культуры – сюита «Планеты» английского композитора Густава Холста. Холст создал свой стиль композиции, основанный на традициях позднего романтизма, близкий к музыке Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.

В XXI в. физики изобрели специальный инструмент, который позволяет записывать звучание планет, конвертировав магнитные колебания поверхности небесных тел в формат, доступный человеческому уху. На столетие ранее Холст сумел передать звучание планет Солнечной системы с помощью безграничной фантазии. Сюита «Планета» и поныне самое исполняемое произведение Холста, несмотря на сложности с увеличенным составом духовых и ударных в оркестре, наличие органа, челесты и двойного женского хора. 

По мнению композитора каждой из планет присущ собственный астрологический (а не астрономический) характер, который он постарался выразить в музыке. Среди планет нет  Земли, но есть  «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик».

Сам Густав Холст пояснял слушателям: «Музыка, будучи тождественна небесам, не является предметом сиюминутных ощущений, и даже не ежечасных. Это условие вечности.

Огромность Вселенной, открытая наукой, не может быть легко воспринята человеческим мозгом, но музыка планет позволяет разуму обрести некоторое представление о необъятности космоса там, где рациональное понимание терпит неудачу.»

Написанная во время Первой мировой войны в эпоху потрясений  Сюита подводит к мысли о бренности земного и открывает воображению новые миры. Премьера сюиты  прошла  в 1918 г. после окончания войны. Произведение Холста оказало огромное влияние на плеяду  английских композиторов  —  Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена. Изначально написанное в транскрипции для двух фортепиано и органа, сочинение   породило ряд   адаптаций для камерных составов. Впоследствии сюита стала любима   рок-группами,  к ней обращались музыканты самых разных течений —  от Фрэнка Заппы, King Crimson, Led Zeppelin, Yes до представителей андерграунда. «Планеты» стали источником вдохновения и для создателей саундтреков,   в частности, Ханс Циммер использовал мелодию «Марса, вестника войны» как основу для саундтрека к фильму «Гладиатор».

Поделиться