ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ «ТЕРРИТОРИЯ МИРА — ТЕРРИТОРИЯ МУЗЫКИ»
Три незабываемых дня на острове Канта
В воскресенье, 25 августа, на острове Канта завершился крупнейший в Калининграде open-air классической музыки “Территория мира — Территория музыки”. Уже восемь лет он собирает в историческом центре города звезд академической музыки, лучшие оркестры и тысячи слушателей, оставаясь единственным фестивалем Кафедрального собора, который проходит под открытым небом. Организованный в партнерстве с Росконцертом, фестиваль принимает более шести тысяч гостей за три дня.
— Самое главное на любом крупном фестивале — а “Территория мира — Территория музыки” остается самым большим опенэйром в городе — это слушатели, — говорит директор Кафедрального собора Григорий Хуциев. — Без них ничего бы не было.
— Раньше фестиваль проходил в стенах собора, в 20-м году вышел на Соборную площадь, — уточняет Вера Таривердиева. — Тогда же мы стали сотрудничать с Росконцертом, и сегодня благодаря его усилиям имеем возможность проводить событие так масштабно, с участием выдающихся музыкантов и коллективов.
Несмотря на то, что за восемь лет гости фестиваля слышали многое, есть вещи, которые произошли на этом фестивале впервые.
Впервые три дня — 23, 24 и 25 августа — сопровождал Московский государственный академический симфонический оркестр (художественный руководитель — Иван Никифорчин) под управлением трех разных дирижеров: Алексея Верещагина, Фабио Мастранджело и Антона Гришанина. Впервые на фестивале, да и в Калининграде, выступила народная артистка России и Абхазии, двукратная обладательница театральной премии “Золотая маска” и невероятного сопрано, оперная дива Хибла Герзмава. Впервые у фестиваля появился ведущий — блестящий музыковед, главный редактор старейшего профессионального издания о музыке в стране, пианист группы OQJAV и ведущий концертов Московской филармонии Ярослав Тимофеев.
Острову довелось услышать грандиозные симфонические полотна Карла Орфа и Петра Ильича Чайковского, концерты для солирующих инструментов с оркестром Сен-Санса, Моцарта, Рахманинова, оперные шедевры Верди, Пуччини, Кальмана, музыку кино Дунаевского, Петрова, Гарваренца. Музыку на “Территории мира” с оркестром исполнили Государственная академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова и солисты оперных театров Елизавета Нарсия (сопрано), Анджей Белецкий (баритон), Алексей Богданов (тенор) — прилетевшие затем, чтобы представить “Кармину Бурана”; лауреаты международных конкурсов из европейских стран и Соединенных Штатов Америки: Энджел Вонг (фортепиано), Франческо Солинас (баритон), Мартина Гресия (сопрано), Шарль Ределле (валторна), Аугусто Велио Палумбо (фагот). Закрыла фестиваль безупречная Хибла Герзмава, за два часа совершившая путешествие от оперной классики к киномузыке.
— В собор я с удовольствием приеду снова. Это мечта моя — петь с органом, — говорит Хибла Герзмава. — В третий день фестиваля хотелось уместить разноплановую музыку: и арии, и увертюры из опер, и обязательно песни, которые мы все любим. Концерт очень теплый: изысканная программа, изумительный оркестр МГАСО, потрясающий дирижер Антон Гришанин. А когда у нас ведет концерт Ярослав Тимофеев, это всегда праздник.
— Опенэйры закаляют, — признается Антон Гришанин. — Всегда чувствуешь энергию зала, людей больше, чем обычно на концертах академической музыки. А если оркестр сопровождает все три дня, еще и думаешь, как каждый день сделать лучше, на градус больше, чем вчера.
— На этом фестивале все устроено оптимально, — замечает Ярослав Тимофеев. — Мне очень нравится, что рядом собор, что все происходит в непосредственной близости от самого умного человека на свете, который здесь лежит, – Иммануила Канта. Что это остров, что две тысячи человек собирается, не 20 и не 200, иначе было бы сложно. Музыка классическая не устаревает, она будет звучать хорошо и свежо, вероятно, и через 300 лет. Но чтобы попасть в этот мир, нужно понимать, что там происходит — как мыслил композитор, что примерно он хотел сказать. Для того, чтобы дистанцию между слушателем и музыкой убирать, и нужен проводник.
В воскресенье “Территория мира — Территория музыки” собрала последний аншлаговый концерт, в будущем году обязательно вернется вновь, другой. Ведь, как напоминают “Кармина Бурана” Карла Орфа и “Ветер перемен” Исаака Дунаевского — совершенно разные сочинения, обрамлявшие фестиваль, этот мир неустанно движется вперед, а цикличность в нем удивительным образом уживается с переменами.