Шедевры русской классики, гастроли (г.Грозный)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — Праздничная увертюра
Праздничная увертюра – сочинение зрелого мастера, прошедшего травлю, страх, войну, голод, угрозы жизни близких, «кнут и пряник» властей. Написанная по время «оттепели», полная всеобщих надежд на глобальные перемены, Увертюра была создана по заказу Большого театра всего за три дня: каждый час в квартиру Шостаковича приезжали курьеры, чтобы забрать партитуру, страницу за страницей. Премьера Увертюры состоялась в Большом театре 6 ноября 1954 г. После премьеры слушатели говорили, что жизнерадостная энергия Увертюры разливается как откупоренное шампанское. Для Московского государственного академического симфонического оркестра исполнение этого сочинения всегда символично, недаром Увертюрой открыли ставший легендарным юбилейным вечер 80-летия МГАСО 5 апреля 2023 г. в Концертном зале им.П.И.Чайковского.
Сергей Васильевич Рахманинов – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром – поворотная веха в творческом пути великого российского композитора. Написанию Второго концерта предшествовали пять долгих лет размышлений и сомнений, в результате которых миру предстал сложившийся мастер со своим стилем и выработанной манерой письма.
Премьера произведения прошла в 1901 г.. Концерт был высоко оценен не только меломанами, но и музыкальными критиками, которые отмечали благородное изящество стиля, пленительную красоту гармонии и возвышенный подъем поэтического настроения: «одна из наиболее ярких тем России», «жемчужина русской лирики» – такими эпитетами пестрели рецензии и статьи. Было отмечено, что Концерт знаменует собой начало пути зрелого мастера «свободного от всякой изысканности и в то же время обладателя всех средств новейшей музыки». Написанием Второго концерта Рахманинов поставил себя в ряд крупнейших мастеров русской музыки. Своей мелодикой, гармонией и инструментовкой сочинение задало тон большому периоду творчества Рахманинова. По своему характеру Второй концерт близок к лирической поэме. Солист не соревнуется в оркестром, как положено по канонам жанра, а тесно с ним взаимодействует. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром стал одним из самых популярных и наиболее часто исполняемых произведений Рахманинова и был признан лучшим русским фортепианным концертом после Первого концерта Петра Ильича Чайковского. Вместе с МГАСО концерт исполнит заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина.
Николай Андреевич Римский-Корсаков – симфоническая сюита «Шехеразада»
Замысел симфонической сюиты «Шехеразада» возник у Римского-Корсакова когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г. «Шехеразада» была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца «шкатулочного повествования», основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.
Первоначально композитор дал название каждой из частей сюиты «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение», но указания, какие именно сказки легли в основу частей, не оставил. Сборник сказок окрылил фантазию композитора без привязки к конкретным сюжетам. Следуя пожеланию автора, исследователи никогда не занимались уточнением программы и не выясняли, какие именно сказки легли в основу сюиты.
Великолепная музыкальная повесть о сказочных чудесах, созданных поэтической фантазией народов Востока, вдохновляет многие поколения творцов – от балетмейстеров до продюсеров радио-шоу. И хотя в «Шехеразаде» нет ни одной подлинной восточной народной мелодии, Римский-Корсаков с поразительной художественной чуткостью передал в сюите дух восточной музыки и поэзии.