Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
К списку мероприятий
МГАСО в Зарядье
Место:
Зал "Зарядье", Большой Зал

Как добраться
Стоимость билетов:
1000 рублей.
Продолжительность:
2 часа 20 минут
Дата:
10 декабря (воскресенье) 2023
Время:
19:00

Цикл концертов "МГАСО в Зарядье" продолжается, открывая любителям музыки  новые грани симфонизма. В отличие от предыдущих программ этого сезона, 10 декабря слушатели погрузятся в музыку XX века,  с Пятой авеню перенесутся на   Елисейские поля, а затем  вернутся на Манхэттен. 

Морис Равель – один из самых известных представителей музыкального импрессионизма – течения, которое улавливает тончайшие оттенки чувств, мыслей,  нюансы изображения картин природы. На создание шедевров Равеля вдохновляли  античные мифы, детские сказки, фольклорные танцы. В его поздней музыке появляются элементы джаза.

Сценарий балета «Дафнис и Хлоя» заимствован из одноименного романа Лонга, популярного в Эпоху Возрождения и полного идиллических образов. Равель получил заказ на музыку для балета от знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, чьи «Русские сезоны» поразили парижан своей сценической эстетикой. 

Равель работал над сочинением в сельской местности в мае,  и сумел передать в звучании красоту оживающей природы. Балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Михаила Фокина  оказался наиболее совершенным и поэтичным из произведений, поставленных труппой Дягилева, и после премьеры в 1912 г. пользовался оглушительным успехом. 

Позднее музыка была переработана Равелем в две  оркестровых сюиты и стала одним из наиболее исполняемых произведений композитора  на концертной сцене.  Сам Равель писал о «Дафнисе и Хлое»: «В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца 18 в.».

Джордж Гершвин говорил, что у него в голове больше мелодий, чем он может записать за 100 лет. Всю жизнь композитор мечтал о том, чтобы его музыку признали бы именно американской, и мелодии Гершвина действительно стали музыкальным олицетворением США. Идея «Рапсодии в стиле блюз» была предложена  Гершвину дирижером Полом Уайтменом. 

Жанр «Рапсодии» впервые вошел в музыку в 19 в. благодаря Ференцу Листу. Гершвин переработал композиционные приемы жанра, сложившиеся за несколько десятилетий, и написал "Рапсодию в стиле блюз" - экспериментальную концертную пьесу в стиле симфоджаз. Композитор предпринял  попытку соединить разработку тематизма джазового типа для солиста-пианиста и симфонического оркестра. Сочинение совпало с расцветом регтайма и диксиленда, чьи отзвуки можно услышать в «Рапсодии».  На премьере в 1924 г. «Рапсодию» исполнил сам автор. В Зале Зарядье вы услышите «Рапсодию» в исполнении Алексея Мельникова.

Пьеса «Американец в Париже»  написана под влиянием джаза и впечатлений от путешествия во Францию. Гершвина вдохновляло творчество Мориса Равеля, он мечтал учиться у него композиции. Однако, когда молодой джазмен  и маститый импрессионист встретились,  Равель прослушал работы Гершвина в исполнении автора и  отказался учить Гершвина. «Зачем быть второсортным Равелем, если можно быть первоклассным Гершвином?» – спросил Гершвина Равель. 

Отголоски бурного Парижа 1920-х слышны в каждой фразе «Американца». Многие критики были шокированы новым музыкальным языком Гершвина, на что Джордж отвечал: "Это не симфония Бетховена, знаете ли … Это юмористическая пьеса, в ней нет ничего торжественного. Она не предназначена для слез".

Симфоджаз получил дальнейшее  развитие в период после Второй мировой войны в творчестве композитора, пианиста, дирижера и популяризатора академической музыки Леонарда Бернстайна. Мюзикл «Вестсайдская история» стал одной из легенд Бродвея и выдержал огромное количество постановок. Спустя несколько лет после премьеры, Бернстайн подготовил сюиту оркестровой музыки из шоу, назвав ее «Симфонические танцы из «Вестсадской истории». В сюиту вошли танцевальные номера мюзикла от пролога до финала. Премьера сюиты прошла с огромным успехом в Карнеги-холле в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Лукаса Фосса. С тех пор «Симфонические танцы» Бернстайна постоянно исполняют на сценах ведущих концертных залов мира. 

МГАСО приглашает вас в удивительное путешествие от импрессионизма к симфоджазу, которое бесспорно согреет ваши сердца в промозглый декабрьский день.


Поделиться
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: