Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр
Телефон для справок:
+7 (499) 763-35-36
к списку новостей
10.06.2024

16 июня меломанов ждет изысканная программа из шедевров киномузыки  российских и зарубежных композиторов: Андрея Петрова, Эдуарда Артемьева, Владимира Дашкевича, Микаэла Таривердиева,    Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишеля Леграна, Джона Уильямса и Джеймса Хорнера.

16 июня меломанов ждет изысканная программа из шедевров киномузыки  российских и зарубежных композиторов: Андрея Петрова, Эдуарда Артемьева, Владимира Дашкевича, Микаэла Таривердиева,    Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишеля Леграна, Джона Уильямса и Джеймса Хорнера.

МГАСО и маэстро Ариф Дадашев исполнят музыку к фильмам «Гараж», «Сибирский цирюльник», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Ирония судьбы, или С легким паром!..», «Профессионал»,  «Ночи Кабирии», «Леопард», «Дорога», «Крестный отец», «Ромео и Джульетта»,   «Шербурские зонтики», «Список Шиндлера», «Титаник».

В XX в. кинематограф стал одним из главных средств   популяризации музыки. С появлением первых звуковых фильмов почти все мелодии, которые зритель услышал в кинозале, становились хитами, многие из них обретали самостоятельную жизнь на концертной сцене. Это касается и песен, и инструментальной музыки.

Трудно представить фильмы Федерико Феллини без музыки Нино Рота, картины Эльдара Рязанова без музыки Андрея Петрова. Петров не только написал множество киношедевров, но и оставил после себя квинтэссенцию сочинения киномузыки в виде диалога – небольшой книги, изданной в начале 1980-х, которая стала настольным пособием для композиторов, сочиняющих для кинематографа. 

Андрей Петров: «Композитор, пишущий музыку к фильму, становится немного актером – он должен подобно актеру перевоплощаться в соответствии с темой и стилистикой произведения и указаниями, которые дает ему режиссер. Работа в кинематографе – для композитора хорошая школа. Экранные требования заставляют находить единственно верное решение – не растекаться, пространно разрабатывая тему, а выражать ее точно, лаконично. Массовая музыка, как и любое другое средство массового воздействия, довольно быстро видоизменяется, и как следствие перед нами возникает музыкальный портрет времени. 

Пусть музыки будет в фильме мало, но она включается в самый нужный момент, то есть хорошо подается режиссёром – не выпадает из действия, не воспринимается как вставной номер, работает на фильм и в то же время слышна.

Чтобы зритель обратил внимание на музыку, понял мелодию, чтобы она запечатлелась, она должна прозвучать в фильме раза четыре в полный голос (в разной интерпретации) и еще несколько раз – вполголоса, в четверть голоса, намеком.».

В программе 16 июня прозвучит Танго Андрея Петрова  из культового фильма «Гараж». Одним из действующих лиц фильма «Гараж» является тромбонист, поэтому во время работы над киномузыкой  Петров предложил Рязанову  написать  основную тему фильма для  тромбона.

Еще одним ярким явлением российской  киномузыки XX в. стала Увертюра к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Владимира Дашкевича.   Мэтр недавно отпраздновал 90-летие и вспоминает о создании культовой мелодии: 

Владимир Дашкевич: «В кино каждая музыка появляется примерно одинаково. Просто судьба у этой музыки разная. И предугадать эту судьбу совершенно не возможно. Когда сочиняешь, очень слабо представляешь, насколько это художественно сильно. Режиссер Игорь  Масленников упорно призывал меня послушать какую-то английскую музыку в передаче BBC. В конце концов, я ее так и не послушал, и сымпровизировал, когда он в очередной раз позвонил мне из Ленинграда. Эту импровизацию он одобрил. Потребовал, чтобы я немедленно ее записал. Вот так возникла эта музыка. Собственно, все получилось, как и в других наших совместных с ним работах.»

Композитор Эдуард Артемьев признавался, что работал над музыкой к картине «Сибирский цирюльник» под огромным давлением режиссёра Никиты Михалкова.  Михалков часто пытается донести свою режиссерскую задумку именно через музыку и Артемьев вспоминал: «Никита еще обладает и некоторым экстрасенсорным влиянием. Что-то говорит и невольно закачивает в тебя свою энергию. После этого с ним работать очень легко.».

За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»  композитор Микаэл Таривердиев был удостоен Государственной премии СССР. Режиссер Эльдар Рязанов рассказывал впоследствии:

«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией. Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых. Хотелось наполнить картину печальными песнями и щемящей музыкой. Мелодии Микаэла Таривердиева, контрастируя с комедийным ходом фильма, придали ему своеобразную стереоскопию, оттенив смешное грустью и лирикой.» 

Целый пласт музыкальной программы посвящен музыке Нино Рота, неразрывно связанной с фильмами Федерико Феллини, Лукино Висконти и Фрэнсиса Форда Копполы.  В сложных философских картинах Феллини, наполненных многоуровневыми смыслами, Рота заставлял звучать цирковые галопы и звуки шарманки. А Феллини даже убирал реплики персонажей в отснятом материале, если они мешали звучащей в это время музыке Нино Рота.

Продолжат  тему европейской музыки кинохиты: саундтрек к фильму «Профессионал»  Эннио Морриконе и лиричные «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна. 

Джон Уильямс и Джеймс Хорнер – два голливудских исполина саунтреков. Если Уильмс собрал за время своей карьеры всевозможные награды самых престижных кинопремий планеты, то Хорнер получил два «Оскара» за музыку  из блокбастера «Титаник», которая также прозвучит в исполнении МГАСО 16 июня.

«Шедевры мирового  кино» станут ностальгическим экскурсом в удивительный мир симфонической киномузыки в исполнении МГАСО на излете концертного сезона.



Поделиться
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал (кернинг):
Размер шрифта:
Цвет:
Изображения: